За плечами Марины Сергеевой, руководителя гонки Alpha Race, более двух десятилетий в автоспорте, сотни соревнований, руководство этапами Чемпионата и Кубка России, судейство на международных гонках. Профессионал самого высокого уровня и настоящий эксперт в ралли-рейдах. Порой кажется, что Марина обладает суперспособностью - за один гоночный день она успевает проводить экипажи на старте, проверить расстановку сил на самых сложных судейских постах, заслушать доклад службы мониторинга и безопасности, помочь секретариату с подсчетом результатов, разобрать с участниками спорные моменты, поучаствовать в заседании КСК, заглянуть в пресс-центр и провести брифинг для судей. Рассудительная, невозмутимая, мудрая. Невероятно обаятельный и приятный в общении человек. Мы попросили Марину поделиться её историей в автоспорте.
Марина, как Вы пришли в автоспорт?
В автоспорт я пришла благодаря Светлане Шаховой, с которой мы были знакомы еще до начала истории под названием «автоспорт». Светлана уже тогда работала в ралли и начинала работать в ралли-рейдах. Вот и пригласила меня попробовать поучаствовать в соревнованиях по ралли-рейдам судьей на трассе. У нас тогда сложился «мощный» женский судейский коллектив: мы со Светой и трое наших детей от 12 до 14 лет. К слову, все мы так и работаюм в автоспорте уже более 20 лет.
Кто Вы по образованию? Пригодились ли как-то полученные знания в автоспорте?
Мое образование не имеет отношения к автоспорту. Я закончила политех. Но это образование в какой-то степени пригодилось мне и в работе в автоспорте. Склонность к точным расчетам, просчету логистики, работа с документами - частично эти качества были заложены при изучении точных наук в институте, частично являются, наверное, чертами характера.
На каких должностях Вы успели поработать на гонках?
Как я говорила, мы пришли в автоспорт с «нуля» всей семьей в 2001 году. Работали в ралли-рейдах, трофи-рейдах, ралли... Но все-таки ближе всего мне стали ралли-рейды.
Я прошла работу практически на всех должностях. Начинала с работы на судейских постах на спортивной трассе. За несколько лет отработала на всех существующих постах, поэтому знаю судейскую работу «в полях» не только по документам. Всё испытала на себе. Затем перешла в секретариат. Работала сначала просто секретарем, а с 2008 главным секретарем.
По мере того, как нарабатывался необходимый опыт, стала работать заместителем Руководителя гонки, Спортивным Комиссаром, Руководителем гонки. Не была только Комиссаром по маршруту и Комиссаром по безопасности 😊 В этой области есть высококлассные специалисты, с которыми мне посчастливилось работать!
Что больше всего нравится в работе Руководителя гонки?
Из всех должностей, в которых я работала, интереснее всего для меня стала работа в должности Руководителя гонки, а также работа по подготовке к гонке.
Я считаю, что работа Руководителя гонки должна начинаться намного раньше, чем сама гонка, чтобы быть в курсе всего: трассы, безопасности, документов, логистики.... Как правило, всегда принимаю участие в работе до гонки совместно с организаторами, чтобы во время соревнования владеть всей информацией и быть в курсе каждой детали.
Что самое важное для Вас в этой работе?
При работе Руководителем гонки для меня очень важен коллектив. Когда в коллективе работают профессионалы, каждый в своей области, когда есть контакт с Организатором, когда есть доверие в команде, то работать намного легче, эффективнее, приятнее и спокойнее.
А что самое сложное?
Для меня это постоянное напряжение и волнение за участников. Переживаю, чтобы ничего не случилось на трассе. Безопасность – это самое главное в гонке. Поэтому, когда в штаб от участника приходит информация, что он стоит из-за технической неисправности, можно выдохнуть и немного расслабиться. Большое спасибо участникам, которые сообщают об этом, сохраняя нервные клетки всего штаба.
Еще бывает непросто, когда случаются ошибки в Дорожной книге или появляется недовольство со стороны участников. Для того, чтобы перевести это недовольство в конструктивный диалог, зачастую требуется выдержка 😊
Вместе мы провели уже не одну гонку и, кажется, у Вас есть суперсила - даже в разгар спортивных баталий Вы остаетесь невозмутимой, рассудительной, терпеливой. Поделитесь секретом, как Вам это удается?!
Руководитель гонки не должен поддаваться эмоциям, хотя, признаюсь честно, порой это бывает непросто. Например, когда дело касается разбора пенализаций, важно уметь спокойно и аргументированно объяснить несогласному с решением судей участнику, какие моменты он не учёл, ведь все экипажи борются за результат и каждая минута для них важна. Важно умение выслушать участника и принять соответствующее решение, если его претензия обоснована.
Марина, а как получается всё успевать во время гонки: проводить инструктажи и брифинги, выезжать на трассу, общаться с участниками, подводить итоги?
Нужно правильно планировать свое время. И собрать команду профессионалов, которым доверяешь. Ко мне стекаются результаты работы коллег, поэтому я в курсе всего, что происходит, но не вмешиваюсь в их работу, если в этом нет необходимости.
Самый важный совет тем, кто только делает свои первые шаги в ралли-рейдах.
Вообще, автоспорт – это очень интересно, в нем участвуют только одержимые люди, которые не представляют себя вне автоспорта и соревнований. Это относится и к гонщикам, и к организаторам, и к судьям. Мы все в одной лодке, под названием «автоспорт» в целом и «ралли-рейды» в частности.
Начинающим спортсменам я бы посоветовала тщательно изучать Правила проведения и Регламент соревнования - там зачастую можно найти много интересного и важного 😊
Начинающим судьям, которые хотят приобщиться к автоспорту, я хочу дать совет не бояться начинать с «нуля» и не думать, что комиссарами, руководителями гонки, главными секретарями рождаются. Надо учиться и не бояться задавать вопросы тем, кто имеет опыт в судействе. Надо только понимать, что это ответственная и нелегкая работа, а не приключение или тусовка на выходные. Надо быть готовыми стоять на трассе целый день, в холод и в жару. Судьи должны быть профессионалами своего дела, понимать всю ответственность работы судьи, от этого зачастую зависят результаты участников. А ради этого и делаются гонки.