Найти тему
Memento mori

Некрополь Донского монастыря. Часть 6

В пятой части историй о Донском монастыре мы начали говорить о церковных строениях на территории, и немного прогулялись по Большому и Малому Донским соборам.

Кстати, покажу для начала надгробия разной степени сохранности, которые сейчас размещены в арках Большого Донского собора. Они выглядят как уникальная выставка малых архитектурных форм, начиная с дораскольных надгробных плит с "косичками" и "вилочковыми крестами". Интересно наблюдать, как век за веком изначально простые надгробия начинают обретать помпезность и даже, пожалуй, вычурность, следуя моде того или иного времени.

Но вернемся к церковным строениям.
На территории некрополя Донского монастыря выстроено несколько часовен, склепов и даже небольших церквей, которые служили усыпальницами того или иного семейства. О них сегодня и будет мой рассказ.

Церковь преподобного Иоанна Лествичника

Миниатюрный, но такой интересный храм был выстроен неизвестным архитектором в 1896–1897гг. в качестве фамильной часовни-усыпальницы генералом-майором интендантской службы Иваном Филипповичем Терещенко (1837-1907), но уже в 1898г. перестроен в пятиглавый храм в псевдорусском стиле. Иван Филиппович похоронил там своих родителей и сестру Надежду, да и сам был погребен в созданном им строении.

Часовня-усыпальница Левченко

Еще одно строение с интересной архитектурой в стиле модерн, с отсылкой к древним храмам Пскова и Новгорода. Усыпальница была выстроена в начале XIX века по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна. Того самого, который создал для нас ЦУМ и Музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Примечательно, что вдобавок и мозаика над входом в часовню (и внутри часовни) была выполнена по эскизам Виктора Михайловича Васнецова.

Есть такая история: совсем рядом с монастырем находится психиатрическая лечебница, ныне она называется "Научно-практический психоневрологический центр им. З.П. Соловьева". В советские годы вроде как один из пациентов клиники случайно загулял на монастырскую территорию, зашел он и в эту часовню. А там внутри — мозаичная икона Николая Чудотворца, несколько уже обсыпавшаяся. Ну, пациент помолился об исцелении как мог, да и взял на память с пола отвалившийся кусочек мозаики. А когда в его состоянии наступило резкое улучшение, рассказал конечно же об этом посещении. И в часовню началось настоящее паломничество: больные рассказали родственникам, те передали дальше, вскоре люди пошли туда толпами. И, к сожалению, когда не осталось уже обсыпавшихся кусочков мозаики, — начали отколупывать кусочки со стены, разрушая изображение. Хорошо что вскоре это обнаружилось, и на некоторое время мозаика даже убиралась под стекло.

Долгое время считалось, что в усыпальнице похоронен только ротмистр Иосиф Иосифович Левченко (1823-1900), однако в 2021 году, при реставрации, выяснилось, что там же похоронен и его брат титулярный советник Александр Иосифович Левченко (1820-1899) с супругой Татьяной Владимировной (умерла в 1911г.)

Обычно все эти часовни закрыты, так что фотографии показываю только снаружи. Внутрь мне никуда попасть не доводилось.

Храм преподобного Александра Свирского

Это здание в стиле классицизма было возведено в 1796-1798гг. над могилой графа Александра Николаевича Зубова (1727-1795) и освящено в честь его небесного покровителя.

Имени архитектора мне найти не удалось, и от первоначальных росписей ничего не осталось: сначала пришли французы, потом был пожар, потом пришли большевики... В конце ХХ века храм расписали заново, но, как и все остальные строения, он обычно закрыт.

Тайный советник Александр Николаевич Зубов человеком был неприятным: корыстолюбцем, взяточником. Современники его называли "бесчестнейшим человеком во всём государстве". Может, поэтому его практически все его дети и супруга Елизавета Васильевна оканчивали свой земной путь в семейной усыпальнице Зубовых в Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге, а отец семейства здесь в Москве, "на задворках".

Зубов был виновником многочисленных скандалов, и только помощь его сына Платона, ставшего последним фаворитом Екатерины II, помогала "держаться на плаву". Хотя и помощь Платона в один прекрасный момент иссякла, ну сколько можно-то. Он чуть своего привилегированного положения не лишился.

Кроме самого Зубова, в усыпальнице похоронены его рано ушедшие дети Василий (1773-1782) и Екатерина (1761-1781), а также зять Александр Алексеевич Жеребцов (1754-1807) и одна из малолетних внучек, Анна (1783-1785). Также в склепе Зубовых находится захоронение некоей девицы Варвары Степановны Козинской (1754-1794), дочери прапорщика С.А. Козинского. Есть предположения, что она была просто похоронена рядом, а когда возводили храм, то могилу двигать не стали.

Напишу пару слов о Жеребцове. Он был женат на дочери Александра Николаевича, Ольге. Он, как и четыре отпрыска Зубова (его супруга Ольга, и сыновья Платон, Николай, Валериан), приняли самое активное участие в заговоре и убийстве Павла I.

Вообще та еще семейка была. Сам Александр Алексеевич Жеребцов предпочитал держаться в тени, и из значимых его достижений, кроме участия в заговоре, стоит отметить разве что участие в основании масонской ложи "Соединенных друзей", в которой он стал первым мастером стула.

А вот его жена Ольга Александровна (1765-1849), хоть и родила супругу четырех детей, "прославилась" огромным количеством придворных скандалов и открытым сожительством в течение 9 лет с британским посланником Чарльзом Уитвортом. В 1801-1810гг. жила в Европе, где вела насыщенную светскую жизнь (вновь не лишенную скандалов) и даже родила внебрачного ребенка, вроде как от принца Уэльского, будущего короля Георга IV.
И после окончания жизни супруги не воссоединились: Жеребцов был погребен здесь, на Донском. А его жена — в семейной усыпальнице в Санкт-Петербурге.

Храм Александра Свирского
Храм Александра Свирского

Усыпальница Щербатовых

Обратите внимание на пирамидку, похожую на египетскую, около храма Александра Свирского. Это усыпальница князя Павла Николаевича Щербатова (1722-1781), подполковника, участника Семилетней войны, и его супруги, княгини Анастасии Сергеевны Щербатовой (1731-1787), урожденной Долгоруковой. Везде пишут год смерти Щербатова — 1781, а на табличке написан 1780, кому верить? Скорее не табличке, на кладбищах вообще любят даты перевирать.

В своей "Автобиографической памятной заметке" императрица Екатерина II описала любопытный эпизод с одного из придворных маскарадов с участием Настасьи Сергеевны:

"После коронации в 1763 году, были маскарады как при дворе, так и у Локатели. В один из сих надела я офицерской мундир и сверх онаго накинула розовую домину и, пришед в залу, стала в кругу, где танцуют. Княжна Настасия Сергеевна Долгорукова, оттанцовав, остановилась предо мною и начала хвалить ей знакомой молодую девицу. Я, позади ея стоя, вздумала вздыхать и половину голосом, наклонясь к ней, молвила: "Та, которая хвалит, не в пример лутче той, которую хвалить изволила". Она, обратись ко мне, молвила: "Шутишь, маска; кто ты таков? Я не имею честь тебя знать. Да ты сам знаешь ли меня?" На cиe я ответствовала: "Я говорю по своим чувствам и ими влеком".
Она паки спросила. "Да кто ты таков?"
Я сказала: "Будьте милостивы ко мне, тогда сведаете".
"Пожалуй, скажи, кто ты таков".
"Обещайте быть милостивы".

И дальше еще некоторое время Екатерина II описывает, как заигрывает с княжной. Такая милая история.

Часовня-усыпальница Простяковых

Это купеческая усыпальница выстроена Иваном Григорьевичем Простяковым (1843-1915), который тут же и был первым похоронен. Человек 5 из его семьи успели похоронить рядом, а прочие родственники, скончавшиеся до возведения часовни, лежат в отдельных могилах Донского некрополя.

Иван Григорьевич был купцом 1й гильдии, предпринимателем, промышленником и благотворителем. Часть Донской улицы, где располагались доходные дома Простякова, жители когда-то так и называли — Простяковкой. Ему принадлежал торговый дом Солодовниковых, а еще Простяков являлся директором "Товарищества Большой Кинешемской мануфактуры" и "Товарищества льнопрядильных и полотняных фабрик В. Ф. Демидова".

Из щедрых пожертвования купца отмечу проведение электричества во всех благотворительных организациях на улице Щипок, покупку оборудования для Александровской больницы, попечительство в Доме призрения им. Т.Г. Гурьевой, участие в строительстве богадельни П.М. Третьякова... Да много куда вкладывался, как тогда было принято.

Усыпальница Простяковых
Усыпальница Простяковых

Усыпальница Ураносовых

Эта часовня-усыпальница после реставрации получилась какая-то нарядная, будто и не на кладбище возведена. Выстроили ее по проекту архитектора Дмитрия Виноградова в 1897г.

Здесь был похоронен московский священник Александр Ураносов (1802–1882), супруга его Дарья (1818–1894) и один из их сыновей, Григорий (1844–1928), ставший врачом. Каких-то существенных деталей о жизни Александра Ураносова (Ураноссова) не сохранилось.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины

Почему-то это строение у меня не отснято нормально: то в лесах было, то снимки не получались. Нашла в своих папках только такой кадр.

Церковь была спроектирована в псевдовизантийском стиле архитектором Альфонсом Венсаном и выстроена в 1888-1891гг. В.Д. Шером, В. П. Гаврилиным и М. П. Ивановым. Заказала строительство Екатерина Александровна Первушина в память о почившем супруге, Иване Андреевиче Первушине (скончался в 1878г.), да и сама была похоронена в семейном церковном склепе рядом с супругом.
Освящали церковь в честь небесных покровителей этой семейной пары.

Купеческая династия Первушиных оставила очень значимый след в истории нашей страны. Тем страннее, что информация о них очень разрозненна, я даже не смогла найти точного года рождения Ивана Андреевича.

По легенде, дачу в местечке Лучки (во Владимирской области) Первушин выиграл в карты у Александра Борисовича Голицына. Однако, будучи купцом 1-й гильдии, Иван Андреевич вполне мог приобрести нужные ему территории и сам. В 1864 году в Лучках заработал винокуренный завод Первушина. После появился пивоваренный и пивоваренный и винокуренный завод в Вологде, который впоследствии был известен под названием "Вагрон". После смерти Первушина дело продолжали его сыновья.

Церковь Иоанна Златоуста и Екатерины
Церковь Иоанна Златоуста и Екатерины

На территории монастыря, на месте бывших монастырских огородов, в последние годы построили еще два или три небольших храма, но для наших изыскательств они не представляют интереса: там никого не хоронили.

Напоследок отмечу, что конечно же не все фамильные склепы и часовни сохранились до наших дней. Например, по обеим сторонам от входа в Большой Донской собор когда-то располагались часовни-усыпальницы Голицыных (выстроенные Д.М. Голицыным и А.И. Голицыной). После революции их использовали как строительный материал для завода "Динамо".
Отметила часовни стрелочками на снимке 1865 года:

Часовни Голицыных в Донском монастыре
Часовни Голицыных в Донском монастыре

Были уничтожены часовни из белого мрамора над могилами А.И. Смирнова и игуменьи Сергии (княгини Волконской), которая служила в Вознесенском монастыре, металлические часовни Хрущевых-Козловых и Селезневых. Над захоронением Бергов стояла трехглавая часовня...

Кажется что список не полный.
Старые снимки часовни Хрущевых-Козловых нашла, посмотрите какая красота:

На этом заканчиваю очередную часть о Донском монастыре.
В ближайшем будущем будет еще одна, но возможно я сначала прервусь на снимки, привезенные из поездки в Петрозаводск. Спасибо за внимание.