Найти тему
Кин-дзен-дзен

Священный танец (2024 г.) драма с Лили Глэдстоун о прошлом, которое нельзя вернуть, но поминать его надо обязательно.

Кадр из фильма "Священный танец".
Кадр из фильма "Священный танец".

На языке североамериканских индейцев нет слова «тётя», в родословном смысле. Оно звучит почти так же как «мама», только с долгим «e (и)» на конце и переводится как «младшая мама». То есть коренные народы наделяли обязанностями всех близких родных заботиться о дитя, которое могло, в те дальние времена, остаться без прямых родичей. Эта ответственность теперь угасла в умах многих жителей резервации, но наступает момент, волей-неволей их приходиться взваливать на могучие плечи индейской женщины Джекс. Она не чиста на руку перед законом государства и находится на контроле специальных органов, тем не менее, ей доводится опекать племянницу Роки и параллельно с этим искать её пропавшую мать.

Кино, говорящее на языке коренных народов северной Америки, об их теперешней жизни, не такая уж редкость. Однако здесь создатели превзошли стандарты подобных картин, вознеся одухотворённость над серостью жизни, придумав историю, объединяющую современников и духи предков. Зритель смотрит не только (не столько) на перипетии поиска пропавшей без вести и сутяжничества за дочь родной сестры. Нам рассказывают печальную судьбу народа, который смирился с участью заложника на собственной земле и живёт, как может, свободно. Их гнетёт бесправное положение, несправедливое по отношению к своей истории. В силу немощности, невозможности как-либо исправить это, большинство становится соглядатаями происходящего. Поэтому желание Джекс разыскать родную кровинку само по себе идёт в разрез с представлением и характером массы. Она в данном случае героиня и для зрителя, и для окружающих.

Кадр из фильма "Священный танец".
Кадр из фильма "Священный танец".

Кино снято обыкновенным манером, которым принято отражать реалии глубинки, без яркой палитры, выставления правильного света или ракурса. Мы следуем за родственницами, дыша в спину, как полицейские, которые их преследуют. Поэтому наравне можем разделить горькие деньки, а главное, понять, что в основе этого безудержного желания попасть на фестиваль ритуального танца.

Финальный поминальный танец о пропавших без вести и убитых должен напомнить всем народом о корнях. Это универсальная придумка сценаристов, которая подойдёт для фильма об австралийских аборигенах и о народах Манси. Волнительная встреча племянницы и *младшей матери» даёт надежду, что все в их жизни образуется. Несмотря на кажущуюся жуликоватость, им хочется пожелать надежды и терпения. А когда полицейский перед последними плясками глядя на Джекс кому-то говорит по рации, надеяться, что травит анекдот, засоряя частоты.

Кадр из фильма "Священный танец".
Кадр из фильма "Священный танец".

Священный танец не такая работа артистки Глэдстоун, которую можно было бы сравнить со скорсезовским произведением. Здесь всё намного скромнее, хотя и основано на её героини. Персонаж Роки, к слову, не отстаёт, как и девочка-актриса. Это местечковая, в хорошем смысле история, примерно как Простая история Линча. Тут берут сутью, не формой, что теперь особенно ценно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц