- Как уставишься в свой ящик, ничего не видишь и не слышишь. Футбол у него важней всего.
- Что случилось-то?
- Ты посмотри, скоро полночь, а Таньки дома нет. Коль, что делать-то?
- Ждать.
- Я не могу вот так сидеть, сложа руки, и ждать. Чувствует мое сердце, что что-то случилось.
- Может, дождь пережидают, хватит себя накручивать. Она же не одна там.
- Какой дождь? Он давным –давно закончился.
- Валя, она взрослая девушка. Что ты на самом-то деле так разволновалась. Займись чем-нибудь.
- А со взрослыми беды не случаются? Может, села кому в машину, всякое может произойти. Нет, я пойду к Орешкиным. Если Нинка дома, пойдем искать дочь.
- Сиди, сказал. Не позорь девчонку. Она скорей всего с Толькой Тарасовым. Ты в ее возрасте уже замужем за мной была. Татьяне двадцать, а ты никак не отпустишь ее от своей юбки.
- Лучше бы она встречалась с Виктором, тогда бы сердце мое было спокойное. – И вдруг Валентина прислушалась, заставила мужа убавить звук. – Точно Тарасов на мотоцикле около нас остановился. Татьяна вбежала в дом раскрасневшаяся.
- Ну и где ты шлялась?
- Мам, я потом тебе все объясню.
- Порядочные девушки с парнями по ночам не таскаются.
- Валя, не надо так с дочерью разговаривать, - Николай поднялся с дивана.
- А как ты мне прикажешь с ней разговаривать? Иди, смотри свой футбол.
- Никуда я не пойду, пока ты не сменишь тон.
- Она забыла, что у меня сердце больное, в любой момент могу отправиться на тот свет. Я чуть с ума не сошла, а ты за нее заступаешься. Мерз.авка она. Скорей бы выдать ее замуж, тогда перестану почти каждую ночь вокруг дома круги нарезать. Мерз.авка она, по-другому ее назвать не могу.
- Иди ложись, а то ты перенервничала, не обижай Танюшку, не забывай, что она у нас одна. Встречается с Толиком, не надо их разлучать, а то мы потом будем виноваты, если с другим мужчиной у нее жизнь не сложится.
- С мужчиной? Ты хочешь сказать, что наша дочь живет взрослой жизнью? Да как у тебя язык только поворачивается?
- А ты считала ее скромной, почти тургеневской девушкой? Напомнить, сколько тебе было, когда ты мне отдалась? – Валентине не хотелось это все вспоминать, но память, как мотор, если заведется, остановить ее трудно. Она махнула рукой и ушла в спальню. Утром рано вставать, коров в стадо провожать.
Но сон не приходил. Вот она видит себя семнадцатилетней девчонкой, только что окончившей школу. Навстречу ей идет бравый солдат со спортивной сумкой наперевес. Все село вторые сутки стояло на ушах, ждали приезда Николая Шабанова, первого парня на деревне. Во дворе у его родителей шатер был накрыт, чтоб отпраздновать встречу сына. Девчонки стайками собрались около их дома, чтоб не пропустить такое событие. Каждая надела самое лучшее, что было у нее в гардеробе.
Валя тоже собралась, но мать ее остановила, нужно было два салата нарезать, ведь каждый шел со своими харчами и своей вып.ивкой. Поэтому она и встретилась нос к носу с Николаем посреди улицы.
- Ба, какая красавица. Валька, это ты? Пошли со мной сразу. Не против, если я родителям тебя представлю своей девушкой. – Куда у Вали и застенчивость пропала, она возгордилась таким статусом. Весь вечер не отходила от Коли. Как преданная собачонка следовала за ним повсюду. Когда гости стали расходиться, парень поднял ее на руки и унес в копешку сена, что стояла у них за огородом.
Не спорит, она на самом деле потеряла голову, не поняла, как это все случилось. Лишь когда Коля поднялся и стал застегивать брюки, она разревелась навзрыд.
- Дур.еха, я же на тебе женюсь, даю слово мужчины. Хочешь, завтра же зашлю сватов?
- Мне еще нет восемнадцати, мать не согласится. Она меня с понедельника отправляет в город на подготовительные курсы.
- Ничего страшного, подожду. Я и сам думаю в сельхоз поступать на агронома, у меня же, как у отслужившего, льготы есть. Вместе будем учиться. Смотри сама, а то завтра жди гостей. Ты невероятно прекрасно, без тебя я теперь жить не смогу.
- И ты не променяешь меня ни на кого?
- Валь, меня будто цунами накрыло, я сейчас еще чувствую какое-то землетрясение. Только ты, никакой другой не будет. Нас теперь только смерть разлучит. – Так до рассвета они пробыли за огородом. Вот уж где Валя потеряла всякий стыд. Ей же идти домой и ловить на себе косые взгляды и насмешки женщин, гнавших скотину в стадо. Николай напрашивался в провожатые.
- Коль, не надо, сразу все догадаются, что произошло этой ночью. Мамка меня тогда прибьет.
Николай был полностью во власти этой новоиспеченной женщины, он на все согласен, лишь бы вечером вновь остаться с ней наедине. Перед отъездом Валентины у них была самая горячая ночь.
О том, что она беременна, девушка узнала на курсах. Ей стало плохо во время занятий. Преподаватель не на шутку испугалась и проводила ее в медпункт.
- Девушка, вы на что жалуетесь?
- Тошнит и голова кружится.
- Вы не беременная случайно? – Господи, что она маме-то скажет? Какой позор на всю деревню. И зачем она отказалась от сватовства? – Все симптомы на лицо. Вам надо что-то решать.
- Что решать?
- Сначала я вам дам направление к врачу, а там уж он подскажет, что вам делать. – Доктор, пожилая женщина, долго возмущалась:
- Господи, ничего не понимаю, что происходит. Вам что в школе не говорили, что ранние отношения с мужчиной вредны для женского здоровья. А тут еще беременность. Прервать недолго, но нет гарантии, что сможете в дальнейшем родить малыша. – Но Валя стояла на своем. Ей надо учиться, и ребенок ей будет только мешать. Об аборте до сих пор никто не знает.
Николай свое слово сдержал, поженились они, будучи на втором курсе. Про детей тогда никакой речи не было. А вот когда молодые специалисты приехали домой, устроились на работу, родители начали их торопить с малышом.
Но прожив пять лет вместе, Валя поняла, что во всем виновата она. Хорошо, что муж не был с ней рядом на приеме у доктора, а то тайна ее давно была бы раскрыта. Она сама предложила Николаю взять ребенка из приюта. Он не был против. Они поехали в соседний район, где находился детский дом и выбрали себе годовалую голубоглазую и светловолосую кудрявую девочку Юлю, чем -то похожую на Колю.
При удочерении дали ей имя Танюшка. Николаю нравилось повторять «Танюшка – погремушка», потому что ее звонкий голосочек слышался повсюду. Им пришлось уехать в другой регион, чтоб никто не сказал Танюшке, что она им неродная. Они над девочкой буквально тряслись, это был тот человечек, ради которого они жили. Таня ни в чем не знала отказа.
И репетиторы у нее были, чтоб школу закончила с золотой медалью, не будет проблем с поступлением. И вот их Танюшка, закончив третий курс, приехала на каникулы. И привязался к ней этот Толик, распутный парень в их поселке. О нем ходили слухи, что он не одну девчонку испортил. Валентина не должна допустить, чтоб ее дочка совершила такую же ошибку, как она в молодости.
Ее бы надо как-то свести с Виктором, он студент Тимирязевки, поговаривают, что ему уже предложили работу в академии. Вот подходящая партия их дочери. Нет, ей завтра надо об этом поговорить с мужем. Только он сможет уговорить Танюшку, между ними есть какая-то нить, дочка всегда прислушивается к отцу.
Во многом Валентина не права. И сегодня зачем было обзывать дочку нехорошими словами. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, вовремя исправить. Только бы не случилось ничего страшного.
Когда Валентина ушла в спальню, Николай решил успокоить дочь, ему стало жалко Танюшку, когда Валя обозвала ее некрасивым словом. Их дочь такого не заслуживает. Он только подошел к двери, как услышал всхлипы. Он обнял Танюшку, и сейчас бы, как раньше, посадил бы к себе на колени, гладил по спине, но его дочь уже взрослая.
Николай присел на краешек кровати, взял ее руки в свои ладони.
- Танюш, а чего мы расклеились? Что-то серьезное произошло?
- Пап, не знаю, как сказать. У нас с Толиком будет ребенок.
- Ну и новость.
- Я думала, что мы с ним поженимся. Он же клялся мне в любви, вот только малыш ему не нужен.
- Доченька, он нам с мамой нужен, поверь, твоего ребеночка будем любить так же, как тебя, прости, может, еще больше.
- Ты обрадовался?
- Ну, конечно. Все у нас будет хорошо. – Николай всегда мечтал стоять под окнами роддома и поздравлять любимую женщину. Зато теперь он будет поздравлять свою дочку.
- Только маме пока ничего не говори. Ее надо к этому подготовить, а то опять будет сердечный приступ.
- Как скажешь, так и сделаю. Обязательно подготовлю. Про Тарасова можешь забыть.
- Пап, я люблю его. Но почему он так со мной?
- Да разве только с тобой одной? Такой вот он не постоянный. Придется забыть. Мне кажется, тебе в школе нравился Виктор, вот он серьезный мужчина.
- Кому я теперь нужна порченая. Такого, как ты, мне никогда не найти. У вас скоро серебряная свадьба, а ведете себя, как молодожены. Мама покрикивает на тебя, а ты ей в ответ улыбаешься.
- Доченька, это называется любовью. Она до сих пор моя дорогая женщина. Встретишь и ты своего мужчину.
- Может, мне аборт сделать?
- Эти мысли выбрось из своей головы. Ребенок для любви не помеха. Разрешишь, мы с мамой возьмем себе внука на воспитание. Пока мы с тобой, тебе нечего страшиться. – Николай укрыл дочку одеялом, жену решил не беспокоить. Ему надо все продумать хорошо, потом уже говорить Валентине.
Он знает, что для нее самое страшное слово аборт, он давно заметил, как его жена меняется в лице, когда речь идет о прерывании беременности. Но никто им с Валей не виноват, что они до сих пор считали Танюшкой маленькой девочкой. Раньше надо было с ней вести беседы о предохранении от нежелательной беременности. Теперь, как говорят, поздно шашками махать. Нужно все сделать так, чтоб малыш не был помехой для дальнейшего счастья их дочери. А выход здесь один: они возьмут себе внука или внучку, они с Валей еще молоды, с новорожденным справятся.
Валентина проснулась очень рано с больной головой. Впервые за всю жизнь ей расхотелось выходить из дома. Надоедливые соседки ее просто засмеют, она же сама им говорила, что ее дочь будет жить в Москве с Виктором. А теперь что получается? В этой дыре да еще с кем? С Толькой Тарасовым.
Кормилиц своих в стадо не стала провожать, выгнала со двора: сами найдут дорогу. Голова у женщины разламывалась, без таблетки не обойтись. А тут еще в груди защемило. Она села на крыльцо, прислонилась к перилам и заплакала: почему все в ее жизни наперекосяк. С мужем повезло, а вот с дочерью…
Николай вышел и присел рядом с женой. В отличие от Валентины, глаза его светились. Он станет папой-дедушкой. Он обнял жену и поделился своей радостью.
- Коля, ты в своем уме? Какой ребенок? – И замолчала.
- Наш с тобой. Ты представляешь, какое счастье нам привалило? Мы снова станем родителями, - Валентина смотрела удивленными глазами. Ей впору сквозь землю провалиться, а муж чуть ли не до небес взлетел. – Танюшка пусть устраивает свою жизнь, а насчет Виктора… Ты знаешь, а я сегодня с ним переговорю.
- Переговори, пожалуйста. Парень он хороший. Таня ему нравится, я точно знаю, вот только как она к этому отнесется…
Николай свое слово сдержал. Пусть разговор между мужчинами не был откровенным, но он удостоверился, что его дочь не безразлична Виктору.
- Дядя Коля, дело-то не во мне, а в Тане. Я ей однажды предложил встречаться, а она меня на смех подняла. Назвала ботаном. Я же не виноват, что мне учеба легко дается. Надеюсь, что университет закончу с красным дипломом. Еще годик, и смогу работать. Да и с Тарасовым у них, по-моему, все серьезно.
- Вить, за Тарасова ты не переживай, он мужик несерьезный, сегодня с Таней будет, а завтра с Маней. – Удовлетворенный беседой с Виктором, вернулся домой и давай обхаживать дочку. Начал рисовать ей радужные перспективы, которые ждут ее в Москве.
- Пап, что за глупости ты говоришь? Вите чужой ребенок не нужен.
- Мы же вчера договорились, что возьмем с матерью его себе, или ты за ночь передумала?
- Нет, если Толя передумает, я выйду за него замуж. Я знаю, он меня любит, просто не готов стать отцом, но он привыкнет к этой мысли. – Николай решил, что нечего им с Валей лезть в жизнь дочери. Все вопросы будут решать по мере поступления.
Свадьбу дочери они сыграли скромную. Анатолий с Танюшкой уехали в город, ей еще два года учиться. Там мужчине было настоящее раздолье, девки сами вешались на него. И он забыл, что женат, что скоро станет отцом. Татьяна вся извелась, перевелась на заочное отделение и вернулась домой. Родила мальчика. Николай с Валентиной не могли надышаться над внуком.
А вот дочь замкнулась в себе. Держалась в стороне от мужчин, потому что как-то при встрече Виктор ей сказал, что он не собирается подъедать объедки с чужого стола. Она уверена: таких большинство. Через два года начала встречаться с внуком их соседки. Но он исчез буквально через неделю, как только узнал, что у нее есть сын.
Родители ее успокаивали, что есть такой мужчина, который не испугается чужого ребенка, Таня его обязательно встретит.
Пять лет Татьяна прожила с родителями, работала продавцом в местном сельмаге. С Иваном познакомилась там же, он привозил продукты. Его не испугало, что у нее есть ребенок, он серьезно стал ухаживать за женщиной.
- Мам, Ваня зовет меня в город, у него есть квартира.
- Так езжай, Мишутка останется с нами, а вы совместных детей нарожаете.
- Нет, он сказал, что Мишу я должна взять с собой.
- Вот это настоящий мужик, ты, дочка, за него держись. А с внуком мы будем часто видеться, надеюсь, будущий зять не будет нас выгонять, когда будем приезжать в гости? – Николай с Валентиной впервые обрадовались за дочь. Вот только бог Татьяне с Иваном не дал детей, им пришлось взять малыша из приюта.
Николай с Валентиной всегда знали, что их дочь найдет свое счастье.