Рад приветствовать вас! На прошлой неделе на канале прошел опрос для выбора новой темы для статьи, в котором выиграл материал про первые массовые отечественные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152. Я взялся за написание, однако в процессе изучения источников пришел к выводу, что перед этим кратко стоит рассказать об опытных БТР, созданных во время Великой Отечественной, но не принятых на вооружение. Уверен, что вам будет интересно.
Только опытные
К моему удивлению, до сих пор иногда встречается мнение, что советская промышленность не строила бронетранспортеры, поскольку они не требовались: мол, если что, пехота может доехать куда нужно на грузовиках или прямо на броне танков. Ну или просто пешком.
Конечно, это совсем не так. Все прекрасно понимали, что бронетранспортеры нужны: они существенно повышают мобильность пехоты, помогают мотострелкам во время прорыва обороны противника не отставать от танков, а сближаться с вражескими позициями под прикрытием брони, а в некоторых случаях и вовсе атаковать без спешивания (да, такой вариант тоже был в советских и немецких боевых уставах). Подробнее об этом можете узнать, например, тут. Немцы, в свою очередь, строили свои полугусеничные БТР массово, по ходу войны наращивая производство, и довольно эффективно их применяли.
Несмотря на понимание важности и нужности бронетранспортеров и создание нескольких опытных образцов (о них чуть позже) производство отечественных БТР так и не было запущено. И дело не в том, что хватало поступавших по ленд-лизу машин (на самом деле не хватало), а в совсем не бесконечных возможностях промышленности.
В те годы в СССР не существовало серийного полноприводного грузового шасси, которое могло бы стать основой для бронетранспортера. Еще до войны был разработан полноприводный ГАЗ-63 (да, тот самый) и укороченный ГАЗ-62. На основе последнего даже создали весьма удачную бронемашину ЛБ-62.
Но до начала войны эти машины не успели запустить в серию во многом из-за решения передать производство двигателей ГАЗа под выпуск моторов М-105 для авиапромышленности. Впоследствии оказалось, что оборудование для этого не подходит, и производство вернули обратно автомобилистам, но время было потеряно. Ну а после 22 июня о новых машинах уже не шло речи: заводу вскоре поставили задачу на выпуск легкого танка Т-60 и уже освоенных в производстве автомобилей. Двигатели ГАЗ-11, предназначавшиеся для ГАЗ-63, тоже шли на танки.
Делать же БТР на базе серийных грузовиков с задним приводом, которые и без брони плохо передвигались по бездорожью, было абсолютно бессмысленно.
Что же касается гусеничных БТР, то тут тоже все непросто. Теоретически можно было бы что-то сделать на основе шасси от Су-76М или Т-34. Однако в этом случае фронт не досчитается танков и самоходок, без которых никак. Возможно, кто-то в комментариях предложит построить новые заводы. Да, конечно, но помимо непосредственно производства, где происходит финальная сборка, еще нужны комплектующие от смежников, а они из воздуха не возьмутся, тоже нужно развивать. И это лишь малая часть того, что нужно.
Таким образом, из-за производственных соображений запустить выпуск БТР никак не получалось. Тем не менее, опытные образцы были.
ТБ-42
Работы над бронетранспортером на шасси полугусеничного грузовика ЗиС-42 начались в конце 1942 года. Это была инициативная разработка конструкторов московского Завода имени Сталина (будущий ЗиЛ). В начале 1943-го военным был представлен полноразмерный макет с корпусом из дерева. Машина должна была вмещать 16 человек, в том числе мехвода, командира и десант из 14 человек. Вооружить БТР планировалось 7,62-мм пулеметом ДП, стрелять из которого должен был командир. Броню собирались, конечно, сделать противопульной, крыша отсутствовала. Комиссия сделала ряд замечаний, но в целом машину оценили положительно.
После внесения изменений ГАБТУ утвердило обновленный проект, к июню 1943 года планировалось собрать пять опытных образцов, но сделано это не было. В сети не очень много информации о ТБ-42, о причинах отказа от дальнейших работ ее еще меньше. Например, утверждается, что конструкторы пришли к выводу о бесперспективности создания боевых машин на базе не самого удачного ЗиС-42. Возникает закономерный вопрос: почему об этом не подумали с самого начала, ведь финал был довольно предсказуем.
Почему? Дело в том, что ЗиС-42 представлял собой модификацию ЗИС-5, у которой вместо заднего моста устанавливалась гусеничная тележка. Идея сделать на его основе полугусеничный БТР наподобие немецких в теории звучит неплохо, но на практике сталкивается с некоторыми проблемами. Например, гусеничный движитель хоть и добавлял машине проходимости, но обладал рядом недостатков, главным из которых было отсутствие механизма поворота.
То есть нельзя было заблокировать или притормозить одну сторону. Поворот осуществлялся только при помощи не имевших привода передних колес или установленных вместо них лыж. В результате куда-то свернуть из глубокой колеи было нетривиальной задачей. Также из-за особенностей движителя существенно терялась мощность двигателя, который и без этого не блистал высокими характеристиками.
Кроме того, ЗиС-42 производился в сравнительно небольших количествах и использовался преимущественно как тягач для пушек и гаубиц. Уверен, что артиллеристы не собирались уступать кому-либо и так дефицитную машину. Наверняка причин было больше, но и так что-то многовато слов о ТБ-42, поэтому перейдем к следующей машине.
Б-3
В 1944 году на ЗиСе снова взялись за создание БТР. За образец были взяты немецкие и американские полугусеничные бронетранспортеры. При создании машины, получившей название Б-3, использовались узлы и агрегаты от грузовика ЗиС-5 и легкого танка Т-70. От последнего заимствовали шасси, укороченное на одну пару катков. В отличие от ЗиС-42 у Б-3 поворот осуществлялся уже не только передними колесами, но и подтормаживанием отстающей гусеницы.
Бронирование было весьма солидным: 6-15 мм в лобовой проекции и 15 мм в бортах. Правда, на единственном опытном экземпляре использовали не броневую сталь, а конструкционную. В качестве вооружения планировалось устанавливать 12,7-мм пулемет ДШК. Крыши у десантного отделения не было, на случай непогоды имелся тент.
Главная проблема Б-3 заключалась в двигателе. Форсированный 85-сильный ЗиС-16 с одноименного пассажирского автобуса с трудом тянул 7-тонный бронетранспортер и сильно перегревался, а альтернативы не было. В результате БТР получался малоподвижным и не очень надежным, поскольку мотор постоянно трудился на пределе возможностей. В итоге работы по Б-3 прекратили и больше к теме полугусеничных бронетранспортеров в СССР не возвращались.
БА-64Е
Ну и напоследок про единственную из этой статьи машину, принявшую участие в боевых действиях, хоть и в единичных экземплярах. БА-64 была довольно удачной легкой бронемашиной на базе внедорожников ГАЗ-64 и ГАЗ-67 (БА-64Б). В марте 1943 года на ее основе был создан небольшой бронетранспортер БА-64Е. Хотя полноценным БТР эту машину назвать сложно, ведь она вмещала только двух членов экипажа и десант из четырех человек. Для этого был увеличен корпус, а в корме установили дверь. Башню с пулеметом, в свою очередь, демонтировали.
В 1943 году по три машины были отправлены для войсковых испытаний в 7-й гвардейский механизированный корпус и 3-ю гвардейскую танковую армию. Военные новинку не оценили: десанта такой мини-БТР брал мало, забираться внутрь и покидать машину было неудобно и, конечно, не забываем про тесноту, особенно зимой.
Интересно, что в своем отзыве на опытные образцы помощник командира 7-го Гв.МК по технической части гвардии инженер-подполковник А.С. Колесников не только указал на проблемы, но и сформировал предложения по тому БТР, который нужен армии. По его мнению, конструкторам стоит сделать что-то похожее на американский M3 Scout Car, чтобы борта были прямые, а десант сидел на лавках вдоль них.
Кроме того, Колесников приложил и эскизы, на одном из которых красуется машина, очень похожая на будущий БТР-40. Иллюстрации тут опубликовать не могу, но оставлю ссылку на статью историка бронетехники Юрия Пашолока, где их можно увидеть.
В итоге БА-64Е так и не стала серийной, что не очень удивительно.
А что было?
Осталась ли Красная армия совсем без бронетранспортеров? Нет. По ленд-лизу поставлялись американские колесные M3 Scout Car (3340 шт.), колесо-гусеничные M2 (342 шт.), M5 (421 шт.) и M9 (419 шт.), а также британские гусеничные БТР Universal Carrier (2560 шт. британской и канадской сборки + 96 шт. T16, которые являлись американской модификацией). Интересно, что колесо-гусеничные M3, которые часто путают c колесными M3 Scout Car, тоже попали в СССР, но в количестве всего двух единиц.
В общей сложности Красная Армия получила порядка семи тысяч БТР всех перечисленных типов. Число вроде солидное, но стоит учесть, что поставки и потери были растянуты во времени. Для вооружения мотострелковых частей поставок не хватило бы никак и получаемые БТР, в основном, использовались для разведки (что особенно логично для M3 Scout Car, который для этого главным образом и создавался) и в качестве артиллерийских тягачей. Для сравнения, немцы за время войны выпустили более 21 тысячи своих знаменитых полугусеничных бронетранспортеров, при этом пик производства пришелся на 1944 год, когда наклепали 1701 Sd.Kfz. 250 и 7787 Sd.Kfz. 251.
Тем не менее, от насыщения мотострелковых подразделений бронетранспортерами не отказались и после окончания войны, и уже через несколько лет советская промышленность начала массовый выпуск сразу двух действительно удачных колесных БТР. Но об этом мы поговорим уже в следующей части.
На этом на сегодня все, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы, в том числе вторую часть про советские бронетранспортеры.
Другие мои статьи вы можете найти, перейдя в канал, а также по ссылкам ниже: