Найти тему
Maria Rodionova Gallery

Эмоциональный интеллект Важность и способы его развития

«Взаимопонимание, это основа заботы, которая возникает благодаря способности к эмпатии»

Привет, мои хорошие! Решила затронуть эту тему, так как она важна на всех жизненных этапах.

Поможет идти к реализации поставленных целей, быть увереннее в себе и своих силах!

Информации сейчас очень много и сложно уловить, что-то ценное, реальное, не шаблонное, как бывает в учебниках и книгах, которые публикуют для тиража.

Здорово извлечь то, что будет реально полезно и применимо в жизни!

Эмоциональный интеллект это умение управлять эмоциями, собой, своими реакциями, коммуницировать с другими людьми, находить общий язык, чувствовать себя увереннее.

Фото из магазина. Авторская футболка с моим принтом.
Фото из магазина. Авторская футболка с моим принтом.

Есть много тестов для Важность и способы его развитияизмерения уровня EQ.

Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта.

У Бостонского опросника пять групп вопросов:

  • Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её.
  • Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные.
  • Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела.
  • Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми.
  • Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей.

Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям (шкалам):

  • Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их.
  • Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела.
  • Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные.
  • Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих.
  • Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение.

Как развить эмоциональный интеллект

К сожалению, многих из нас, в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем (психосоматика).

Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана.

(В конце добавила список литературы, в том числе этого автора.)

«Взаимопонимание, это основа заботы, возникает в результе эмоциональной настроенности, благодаря способности к эмпатии», — считает Дэниел Гоулман.

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций.

Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. А это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день.

На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?

Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Можно записывать в любой форме, как вам удобнее.

Если хотите, можно составить таблицу и в ее шапке прописать (4 колонки):

1 - Факт (ситуация, человек)

2 - Мысли

3 - Физические ощущения

4 - Эмоции

Помимо дневника эмоций, есть еще различные методы развития эмоциональной компетентности. Если нужно, обязательно говорите, я скажу вам!

Для меня важно, чтобы информация была помогающей!

Шаг второй

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей.

Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

Чтобы лучше понимать чужие эмоции, попробуйте анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их. Например, если вы заметите, что другой человек принял напряжённую позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу. Это поможет вам понять, что чувствует ваш собеседник.

Практика «Немой телевизор»

Включите, какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают.

Это весьма увлекательный процесс.

Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите, что-нибудь другое, что вам было бы интересно!

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями?

Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах?

Практика «Общественный транспорт»

Можно порассуждать, что чувствуют эти люди?

Например, если кто-то, кому-то, что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

Шаг третий

Управление своими эмоциями.

Важно! Не путать управление эмоциями и их контроль, подавление.

Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако, эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова).

Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью.

Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях.

Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Управление эмоциями других людей.

Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»

Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения.

Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его.

Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период.

Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне?

Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии.

Позитивное мышление

Чтобы увеличить само мотивацию и достичь успеха, начните мыслить позитивно. Например, можете сказать себе: «Люди, которые думают, что могут изменить причины своих фейлов, легко не сдаются. Они не перестают действовать, потому что уверены, что от этого напрямую зависит их успех». Поэтому если вы хотите достигнуть цели, то гоните от себя дурные мысли.

Кстати, есть много различных полезных аффирмаций на разные темы. Они помогут вам наполниться энергией, поверить в себя и добиться желаемого!)

Можете посмотреть мультфильм «Головоломка», если еще не видели его) Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Эмоциональный интеллект или эмоциональная компетентность в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими.

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта». Дэниел Гоулман

Информация взята из обучения в университете и литературы:

  • Д. Гоулмен "Эмоциональный интеллект".
  • Изард К. "Эмоции человека".
  • Катаева Л.И. "Работа психолога с застенчивыми детьми".
  • Кедрова Н. "Азбука эмоций"
  • Смирнова Е. О., В. М. Холмогорова "Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция".
  • Стивен Р. Кови "7 навыков высокоэффективных людей"
  • Сергей Шабанов и Алена Алешина "Эмоциональный интеллект"
  • Тревис Бредберри и Джин Гривз "Эмоциональный интеллект 2.0"
  • Ларри Сенн "Лифт настроения"



Спасибо за просмотр! Пусть информация будет во благо!