Найти тему
glo Russia

Тени забытых предков: когда появились и как менялись системы нагревания табака

«Курение вредно для здоровья» — это аксиома, не требующая доказательств (хотя их много). Поэтому фокус табачных компаний сместился с классических сигарет в сторону разработки альтернативных способов потребления никотина. Их суть в минимизации негативного влияния на организм за счет отсутствия процесса горения табака, при котором и выделяются вредные химические вещества и токсиканты. Один из альтернативных способов потребления никотина — системы нагревания табака.

Технология появилась еще в 1988 году. Первопроходцем стала американская табачная компания RJ Reynolds. Проект Premier запустили с целью решения проблемы вторичного табачного дыма, чтобы он доставлял меньше неудобств для самих курильщиков и тех, кто их окружает. Продукт выглядел как обычная сигарета, но работал совсем по другому принципу. Твердая полая трубка состояла из трех частей: камеры для хранения табака, разделителя и угольного наконечника. За счет горения наконечника осуществлялось нагревание табака, пар которого и доставлял никотин пользователю. Однако получившийся продукт не нашел отклика у аудитории — потребители отмечали неприятный вкус и запах. Поэтому спустя год работы, в 1989 году, Premier сняли с производства. Впрочем, компания RJ Reynolds не забросила идею: в 1996 году был анонсирован новый проект — Eclipse. По сути, это была модернизированная и доработанная версия Premier. Продукт просуществовал восемь лет и был снят с производства в 2004 году.

Следующим витком развития систем нагревания табака стал Accord от Phillip Morris, вышедший в 1998 году. Прямой конкурент Eclipse оказался гораздо более технологичным — продукт был полностью автоматическим. В электронном устройстве находился чип, который считывал количество использований и подавал энергию на разогревательные лезвия, находящиеся вокруг сигареты. Именно этот принцип нагревания до сих пор используют многие производители. Но тогда (в конце девяностых и начале нулевых) технология казалась спорной. После восьми лет на рынке Accord исчез из-за низких продаж.

Первые системы нагревания табака не имели успеха, поэтому до 2014 года табачные компании прекратили попытки выпустить что-то новое. Все это время они финансировали разработки систем альтернативной доставки никотина, несколько лет тестировали новые технологии нагревательных камер — и только потом еще раз предприняли попытку выпустить продукт. Как мы помним, случился бум. Для кого-то это были попытки перезапустить небезуспешные ранее проекты: например, RJ Reynolds выпустила Revo, который фактически был копией Eclipse. Для других это был новый опыт: например, iFuse для компании British American Tobacco стал первой подобной разработкой.

В 2016 году на рынок вышла продукция glo™. Первый девайс появился в Японии, где сразу обратил на себя внимание лаконичным дизайном и продвинутым функционалом. А в 2017 стартовали продажи glo™ в России. На сегодня в линейке представлены несколько моделей: glo AIR, glo HYPER XS, glo HYPER X2, glo HYPER+ для стиков формата Деми и glo pro и glo pro slim для стиков меньшего размера Нано. Скоро, впрочем, компания планирует перейти на единый формат девайсов, и это будет Деми.

Популярность новых систем нагревания вполне объяснима: гаджеты порой компактнее пачки сигарет, могут доставлять меньше дискомфорта некурящим, наконец, они предлагают альтернативный способ доставки никотина — согласно исследованиям ученых, на 90–95% менее вредный, чем курение обычных сигарет, содержащих смолы, аммиак и другие химические соединения.

Но перечисленные продукты — не единственная веха развития альтернативных способов потребления никотина. В 2004 году в Гонконге была запатентована первая электронная сигарета. Этот девайс также отталкивался от технологии нагревания, но табака в нем не было. Использовалась жидкость с содержанием никотина, которая в процессе нагревания образовывала высокодисперсный пар. Впоследствии появились вариации без никотина, так называемые «нулевки». Линейка электронных сигарет отличалась от классических еще и разнообразием вкусов. Технология прижилась на рынке гораздо быстрее и до сих пор составляет конкуренцию альтернативным способам потребления никотина.