Согласно закону № 485 от 27 декабря 2019 года, почти все МУПы в России должны быть ликвидированы с целью ограничения их деятельности на конкурентных рынках. Если требование не будет выполнено к 2025 году, вопрос придется решать уже через суд. При этом среди муниципальных предприятий, есть и исключения, которые не подлежат реорганизации.
- Перевозка пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом подпадает под исключения (входит в перечень случаев создания УП для осуществления отдельных видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 №1148), - указано в пояснении ФАС.
Проще говоря, МУПы имеют право осуществлять перевозки только электротранспортом, иначе им необходимо менять форму собственности. Чиновники из мэрии Хабаровска в федеральных СМИ отмечают, что им реорганизовывать МУП «ГЭТ» только из-за автобусов не выгодно.
- МУП «ГЭТ» предпочел остаться только с электротранспортом, передав автобусные маршруты в частные руки. Таковы требования федерального законодательства, которым надо подчиниться. И еще одна причина - трамваи не должны находиться в одном парке с газовыми автобусами. У ГЭТа нет отдельной базы для разного вида транспорта, и любая искра может привести к пожару, - объяснял ранее Владимир Ощановский, начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска.
Можно сказать, что у Хабаровска выхода не было, кроме как передать автобусы частникам. Однако в других регионах России, где муниципалитеты обслуживают большое количество автобусных маршрутов, чиновники стараются сохранить эти направления, и ищут альтернативные варианты, чтобы не отдавать все на откуп предпринимателям. В качестве примера можно привести Волгоград, где местное автобусное предприятие МУП «ПАТП-7» решили реорганизовать и сделать ответвлением МУПа «Метроэлектротранс», занимающегося электротранспортом. Пока эта процедура находится в стадии обсуждения, но людям обещают, что они изменений не почувствуют: автобусов меньне не станет и цена проезда не вырастет.
Некоторые регионы также пытаются сохранить муниципальных автобусных перевозчиков, переведя их в состав других юрлиц - такой вариант обсуждался, например, в Самаре. Урбанисты выступают за то, что транспорт в городах должен быть под управлением муниципалитета, но у Хабаровска нет на это денег.
- Маршруты частникам отдают по всей стране. У городов нет денег на выполнение требований к перевозкам, и никто не хочет нести ответственность перед законом за постоянное их невыполнение. В итоге коммерсанты нарушают все, что только можно, и худо-бедно возят народ. Но оптимальная схема, наверное, поделить отрасль в соотношении 70 на 30 в пользу государства, чтобы было пространство для маневра. Но для этого нужны бюджеты и стабильность. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, даже среди миллионников полноценная системная работа ведется, наверное, только в пяти - семи городах на всю страну, - отмечал ранее Денис Коротков, урбанист.
Напомним, бывший муниципальный автобус № 29П с 1 июля обслуживает индивидуальный предприниматель. Направление ему передали как раз-таки в целях выполнения закона о ликвидации МУПов.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru