Разгадка тайны либерализма российских властей в этой вопросе
"Запретить никаб нельзя разрешить". Нет, не зря мучился муфтият Республики Дагестан над запятой в этой формуле. Принятое после двухдневных метаний ("надо запретить", "невозможно запретить") итоговое решение потрясает своим хитроумием. В итоге умудрились обойтись вообще без запятой. Разрешать никаб нельзя, но и запрещать нельзя. А можно ввести "временный запрет... до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения".
Впрочем, упрекать дагестанский муфтият в недостаточной решительности не поворачивается язык. Республиканские духовные авторитеты достаточно подробно изложили свои сомнения: "Относительно обязательности ношения никаба среди ученых четырех мазхабов есть разногласие. По мнению некоторых ученых, ношение никаба является обязательным, по мнению других, только желательным, а по мнению некоторых, и вовсе нежелательным. Вышеуказанные решения касаются случаев, если в этом нет риска соблазна. В противном случае закрывать лицо обязательно, по единогласному мнению ученых".
Ну и куда тут бедному муфтияту податься? Налево пойдешь - одному мазхабу не угодишь, направо пойдешь - поссоришься со всеми мазхабами сразу. При таких вводных там приняли еще достаточно смелое и радикальное решение - безо всяких, надо заметить, оговорок и ссылок на "риск соблазна". Это - во-первых.
А во-вторых, запрещать что-либо кому-либо - в том числе запрещать одеваться определенным образом - вообще-то не входит в компетенцию духовных пастырей. С точки зрения светского права, любые такие запреты - не более чем рекомендации. Которым можно следовать, а можно и проигнорировать. Но даже если исходить из религиозных норм и обычаев, тут тоже все достаточно сложно.
В суннитском исламе отсутствуют иерархические институты, аналогичные христианским церквям. Грубо говоря, там нет единой "вертикали", правомочной руководить духовной жизнью всех мусульман. Региональным муфтиятам исповедующие ислам граждане подчиняются лишь в той мере, в какой признают их в качестве авторитетов. Если не признают, а многие, выскажемся осторожно, приверженцы никаба относятся как раз к этой категории, то взятки гладки. Не заставишь снять, хоть узапрещайся.
В общем, не стоит удивляться, если и после "запрета" республиканского муфтията по улицам дагестанских городов и аулов будут дефилировать дамы в интригующих, окутывающих с головы до ног одеяниях. С узкой прорезью на месте глаз. "Гюльчатай, открой личико!.." Нет, не откроет... Ну а что касается прочих регионов, тут для "никабовцев" вообще раздолье: никаких ограничений!
Хотя под угрозой терроризма и религиозного экстремизма - а именно этой угрозой противники никаба в первую очередь обосновывают необходимость его запрета - находится не только Дагестан. Самый кровавый теракт последнего времени произошел, напомним, в Москве.
Короче говоря, вопросы тут не столько к духовным, сколько к светским властям. Почему на "загнивающем" Западе, где, как известно, гедонизм, безбрежная толерантность и разгильдяйство, одна страна за другой законодательно запрещает ношение закрывающих лицо одежд (первопроходцем выступила в 2010 году Франция), а мы не чешемся?
Да что там Запад! Даже в некоторых исламских странах существует подобный запрет. В качестве примера можно привести дружественный нам Узбекистан, где появление в никабе в общественных местах карается с конца прошлого года солидным денежным штрафом.
Вопросы есть, а ответов нет. Есть лишь догадки. Впрочем, отнюдь не беспочвенные. Попытки запретить никаб "будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии", - заявил в мае этого года в интервью РБК муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов. Московский муфтий предупредил, что такой шаг, во-первых, может вызвать возмущение у российских мусульман и привести, соответственно, к росту напряженности в обществе.
А во-вторых, уверен Аляутдинов, это негативно скажется на отношениях России со странами исламского мира: "Любые посягательства на право ношения никаба будут неизбежно расценены в мусульманских странах как недружественные действия и репрессии <против мусульман>... Сегодня Россия выходит на новый уровень в укреплении отношений со странами Востока. Сложно представить, что это будет возможно в случае, если в России никаб будет под запретом".
Что и говорить, аргументы весомые. Похоже, они-то и являются разгадкой тайны неожиданного либерализма российских властей в этом вопросе. Как говорится, и хочется, и колется. Поэтому, судя по всему, решено пойти по более мягкому и более пропагандистки выигрышному пути - запретить никаб руками самих мусульман, сподвигнув, назовем это так, региональные духовные управления на издание соответствующих фетв. Но пока что первый блин производит впечатление кома.
Автор: Кирилл Иванов