«Когда мы будем на войне навстречу пулям полечу на вороном своём коне… и только конь мой вороной меня выносит из огня…» (Слова песни)
Более 250 лет назад такой род войск (в то время назывался - род оружия), как регулярная кавалерия, делился в Русской Императорской армии на четыре основных типа:
1). Кирасиры - крупные кавалеристы в латах-кирасах, в шлемах, на могучих и тяжелых лошадях, с длинными и тяжёлыми мечами-палашами, с пистолетами. Предназначались для прорыва ощетинившегося штыками плотного пехотного строя.
2). Уланы - конники с пиками и саблями, с карабинами на средних и быстрых лошадях, предназначенные для рубки кавалерия против кавалерии.
3). Гусары - коренастые и ловкие конники на небольших, быстрых и выносливых лошадях, с карабинами, пистолетами и клинковыми шпагами-шашками. Их предназначение - разведка, охранение, партизанские и рейдовые действия.
4). Драгуны - разномастные бойцы, на разномастных лошадях, вооружённые пехотными ружьями со штыками и саблями. Были обучены биться в конном и в пешем строю, но в основном воевали пешими, а лошади использовались для совершения маршей - конная пехота.
К концу 19 века вся кавалерия стала «драгунской», прежние названия и различия в форменной одежде сохранялись чисто формально. Перед ПМВ различия в полевой форме кавалеристов исчезли, только остались в парадной. В РККА вся кавалерия стала просто кавалерия, уже и без различия в названиях.
Со времён ПМВ конные атаки и рубки стали большой редкостью. В основном кавалерия воевала, как пехота, а на лошадях только ездили.
В начале 50-х годов прошлого века кавалерия, как род войск прекратила своё существование.
Многие подумают и при чем здесь современная, нынешняя война?
Как в прошлом «Ваня взводный» ещё помню, что атака пехоты и бронетехники состоит из трех основных последовательных этапов, как бы перетекающих один в другой:
1). Сосредоточения сил и средств для атаки на исходном рубеже/пункте или в районе выжидания.
2). Выдвижения с развёртыванием для для столкновения с противником на рубеж атаки (на линию, в точку для нападения) с указанного «старта».
3). Нападение на противника с рубежа атаки в форме стремительного сближения с ним и продвижения сквозь его боевые порядки в сочетании с поражением всеми средствами и способами с целью нанесения ему максимального ущерба вплоть до полного уничтожения его сил и средств (объектов атаки), захвата, пленения или принуждения к отступлению.
Много анализировал видеозаписи и рассказы наших военнослужащих, рассуждая над давно обозначившейся и ставшей самой главной тактической проблемой в нынешней войне - этапом выдвижения в атаку. На котором войска несут высокие потери, не достигая рубежа для непосредственного вступления в боестолкновение, по причине: «прозрачности» тактической зоны в виду развития средств технической разведки и массового применения дешёвых, но эффективных средств дистанционного поражения, в первую очередь - различных дронов.
18 апреля опубликовал вот эту статью.
Тезисы из неё:
…наиболее сложная задача, которая давно и остро стоит перед войсками в ходе наступления - это этап сближения с противником и пересечения нейтральной полосы (серой зоны) в ходе атаки…
Решение этой проблемы кроется, на мой взгляд, в ускорении перемещение штурмовика-пехотинца…
А ведь подобный опыт имеется у тех, кого иронично называют «тапочники», тот же «Талибан», ДАИШ (запрещённые террористические организации на территории РФ), ХАМАС, применявших для своих атак мотоциклы, гольфкары, квадроциклы и прочую подобную технику…
Речь в публикации шла о возможном использовании и боевом применение мото и иной подобной техники для сближения с целью атаки переднего края противника, снижения потерь и достижения эффективного результата, прежде всего за счёт таких факторов, как: скорость, малоразмерность и дешевизна в сравнении с бронетехникой, а также отсутствия скученности пехоты вокруг своей ББМ. То есть о «железных конях» и действующих на них «по-драгунски» пехотинцах.
При этом не предполагалось катить на мотиках на пулеметы или ехать прямо в окопы. Общая идея это:
-использовать все мероприятия обеспечения обычной пехотной атаки, в том числе и сопровождения огнём артиллерии и/или ударами авиации на подавление противника, дымы и прочие средства маскировки, РЭБ;
-одновременно не все подразделение, а малая штурмовая группа преодолевает в ходе выдвижения в атаку участок местности, разделяющий войска сторон, от исходного до рубежа спешивания (как можно ближе к противнику) на такой технике с повышенной скоростью, далее переходит в бой «по-пехотному»;
-следом быстро подходят основные силы в сопровождении бронегрупп, зачищая объект и развивая атаку в глубину и к флангам.
В общем ничего нового, все основано на старых принципах, но переиначенное на новый лад с учетом современных технических возможностей. На этот счет предлагалось изучить такой богатый опыт действий азиатских и африканских боевиков.
Многие из читателей живо обсуждали статью, в рамках предмета дискутировали, были оппоненты с дельными замечаниями. Важно, что в большинстве у людей было принципиальное понимание общей проблемы и поиска пути выхода. На этом фоне прозвучало не мало интересных предложений по развитию данной идеи и ее усовершенствованию. Жаль, что эти читательские мысли и предложения не увидели наши большие командиры.
Однако, как всегда нашлись и весьма ярые критики, как публикации, так и автора, и почему-то опять из категории ура-шапкокидателей и охранителей трона.
Вот, что писали тогда эти читатели, лайкая комменты друг друга:
Максим Юмин
И хорошо, что не учимся, т. к. учится надо им у нас, а не наоборот! Они используют данные транспортные средства из-за нехватки предназначенной для этого защищённой техники. Такие высокорискованные операции должны тщательно прорабатываться и их можно было бы проводить только тогда, когда противник либо отсутствует в предполагаемом месте высадки, либо неспособен сопротивляться вообще - много убитых и раненых, либо никак не ожидает такого развития событий. Мотоцикл, мотодельтаплан или скоростные лодки отличные и абсолютно незащищённые мишени. Вести прицельный огонь с которых практически невозможно…
Так что то, что предлагает автор - это путь в один конец для смертников!
Видимо Максим никогда в жизни не стрелял по «скоростным целям» раз классифицирует их как «отличные мишени». Но поскольку данный читатель стремился всегда при любой возможности не просто «опорафинить» любую публикацию автора, а главное непременно зачислить автора в «ципсошники» и в скрытого «врага народа», за нередкую критику военной политики и используемой стратегии его кумира - нашего президента и властной команды, ответил ему лаконично:
Максим Юмин, это из разряда хоть что-нибудь, но лишь бы против)))
Максим Юмин
Воин Диванный, нет, вы ошибаетесь - это из разряда - не пишите дичь 😊
Далее в этом споре я привел несколько примеров, применения мототехники. Но оппонент был категоричен.
Максим Юмин
Воин Диванный, …Вы тут накидали много чего, но конструктива я что-то от вас не вижу до сих пор - поэтому повторю ещё раз то, что я вам написал ранее - "не пишите дичь!"
Шло время…
Все чаще стали происходить успешные атаки наших штурмовиков на южном фасе Северского выступа, под Бахмутом, на Ореховском выступе, в Авдеевском операционном районе, недавно под Торецком и вот 3 июля севернее Старомайрского на Времевском выступе, где удалось захватить позиции противника, с применением мотокроссовых мотоциклов, квадроциклов, багги и другой подобной техники.
А вот так, наши «драгуны» молниеносно спешиваются с «железных коней» на дистанции одного-двух бросков перебежками до объекта атаки и сходу, ведя огонь, устремляются к объекту в пешем порядке.
Через несколько секунд уже штурмуют…
Противник находившийся до этого под артналетом, который сменили затем сопровождавшие «драгун» удары дронов, попросту не успел среагировать на молниеносный подкат на мотиках для ближнего боя к его оборонительной позиции. Как и не смог поразить «драгун» по причине их скорости перемещения, со сменой положений и действий из рассредоточенного порядка даже своими дронами, хотя и видел, как наши мотоциклисты несутся по нейтралке с началом нашего артналета по его позициям. Не смог он поставить и эффективный заградительный огонь артиллерией из глубины своей обороны перед передним краем опять же за счёт тех же указанных выше факторов.
А вот этот военнослужащий - «драгун», рассказывает, как удаётся увиливать на мотиках от дронов.
Ну, а это уже командир штурмового взвода, рассказывает про подготовку - воздушная разведка позиций противника, создание макета ее элементов в своём тылу, тренировки. Потом обьясняет схему действий в бою: заезд на мотиках прямо на вражью позицию, спешивание и штурмовка, а в это время быстро подходит основная группа и дочищает, - все как положено.
В ходе своего рассказа военнослужащий упоминает интересные вещи - о создании в наших частях штурмовых мотогрупп.
Вряд ли кто-то из фронтовиков или штабных читал мою статью от 18 апреля, да и отдельные случаи использования мото и другой подобной техники на театре войны появились несколько раньше, чем была написана статья. Радует, что не один Воин Диванный задумался над существующей проблемой и путями ее преодоления. Возможно тоже кто-то вспомнил кавалеристов-пехотинцев из исторического прошлого, мотоциклистов в горах Афгана или в пустынях Сирии. Есть у нас кому, точно.
Суть же в том, что осмысленно изучать военную историю отыскивая варианты в былом и перенимать боевой опыт, в том числе и вражеский без слепого копирования, приспосабливая к определённым условиям, как из прошлого, так и сегодняшний - это совсем не дичь. Ведь идея БПЛА она тоже не ноу-хау, а произрастает из аэропланов ПМВ и авиамоделей детских технических кружков конца 60-х годов прошлого века, переиначенных под современные технологические и технические возможности.
Дичь - урякрякать в розовых очках, вещая с индючиной напыщенностью - «Генштаб все знает, у него информации поболе будет», «на местах все отлично», «врагу конец уже вчера», «все идёт по плану и ничего не надо менять».
Результатом же этой дичи становится то, что опять волонтеры ведут сборы на мототехнику и тащат ее на фронт, либо бойцы скидываются из своих боевых, закупая эту технику самостоятельно. Вот это настоящая дичь. Может быть я и ошибаюсь, но что-то нигде не слышал о централизованных закупках нашим МО такой техники и поставках ее в войска. Хотя по квадроциклам было малость, но давно, ещё до войны.
Интересно, когда же все таки наши всезнающий Генштаб и МО проникнутся вопросом изучения и внедрения вражеского опыта по созданию в Вооружённых Силах РФ какой-либо самостоятельной структуры влитой в тесную связь с другими, но под единым головным центром наподобие вражеских сил беспилотных систем?
Но может быть и этого тоже не нужно, подчёркиваю, что это лишь личное мнение, без претензии на истину в последней инстанции.
А нашим штурмовым «драгунам» - Ура! Пусть не подведёт в бою «железный конь»!
Победы нашим!