Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Кто пишет наш сценарий жизни?

Основные знания о себе и о мире ребенок получает в первые 5 - 6лет своей жизни.
«Когда ребенку исполняется 6 лет, план его жизни уже готов», так считал Эрик Берн.

План — сценарий формируется еще в его раннем детстве в основном под влиянием родителей. И потом этот психологический импульс с большой силой будет толкать его вперед, навстречу своей судьбе.

В первые два года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас его сценария, относительно того, кем ему быть, каким ему быть: «молотом» или «наковальней».

Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно».

Мудрый педагог может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка: будет ли он счастливым, станет ли победителем будет ли он легко идти по жизни, уверенно преодолевая препятствия на своем пути, или будет неудачником, проживет трудную жизнь, судьба его будет тяжелой...

Каким образом осуществляется "программирование" ребенка на счастливую или несчастливую жизнь?

План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям: - что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?

Ребенок воспринимает желания, слова родителей как команду, и таковой она может остаться на всю его жизнь, если в ней не случится какого-то драматического переворота или событий, несущих большие переживания.

Из каждого указания родителей ребенок старается извлечь самое основное, важное, что будет являться определяющим в его индивидуальной и социальной жизни. Так программируется его жизненный план.

Но предписанный родителями сценарий не будет ребенком реализован в его жизни до тех пор, пока он сам искренне не примет его для себя.

Так как программирование в основном происходит в негативной форме, родители контролируют, запрещают, ограничивают, критикуют, убеждают всеми мыслимыми способами, ребенок вынужден соответствовать их требованиям, подстраиваться, адаптироваться, - ему нужно как-то выживать в этих условиях.

Возможно, ребенок от природы наделен какими-то способностями, например, он очень любит рисовать, его привлекают занятия, связанные с творчеством. Но станет он тем, кем видят и прочат ему родители.

Потому, что у них есть свой план на его жизнь. И родители четко дают понять ребенку свое отношение к его увлечению: "Хватит своей мазней заниматься. Пойди лучше займись серьезным делом".

Программа работает. Она делает свое дело.

Юноша мечтал стать дизайнером, приложил для осуществления своей мечты определенные усилия и даже получил эту специальность. Но заниматься он будет семейным бизнесом, потому что так надо, потому что вся его семья занимается семейным бизнесом, и родители видят его в этом. И он будет заниматься тем делом, которое выбрали для него родители.

Родители не плохие. Нет, они не хотят зла ребенку, они добра ему желают. Они просто знают как лучше. А кому лучше будет - ребенку? Нет, родителям. Потому что это решает какие-то их задачи на свою собственную жизнь. Они думают о себе.

Разрешающие программы.

Но родители могут и что-то разрешать ребенку.

Разрешение ребенок воспринимает через одобрение родителей, их благосклонность, похвалу. Это их ценности, установки, которые они транслируют в семье, на которые они сами ориентированы.

Самые главные и самые важные разрешения, которые получает ребенок от родителей, это разрешения любить, быть успешным, быть победителем, быть красивым, смелым и решительным, быть жизнерадостным...

Дети, получившие такое разрешение, даже не будучи "семи пядей во лбу" и вовсе не являясь эталонами красоты, искренне считают себя красивыми, умными, в жизни обычно они уверены в себе и успешны. Их видно сразу среди других людей по их активной жизненной позиции, высокой самооценке, уверенности в себе и в том, что они делают.

Дети, в которых родители видели лишь неудачников, лодырей и бездарей, внешность и способности которых критиковали, будь они наделенными от природы и красотой, и умом, будут неудачниками, им трудно будет поверить в себя, в настоящую любовь, в свои возможности, в свой успех, в свою красоту.

Они будут вечно сомневаться и тревожиться по поводу своей внешности, своих выборов и решений, своих успехов, отношений с другими. Вся жизнь их будет борьба.

Можно ли "отменить" программу?

Работающую программу не может "выключить" даже смерть родителей.

Наоборот, в большинстве случаев она его делает крепче.

От дисфункциональной программы освободиться не так просто.

Ребенок воспринимает желания, слова родителей как команду, и таковой она может остаться на всю его жизнь, если в ней не случится какого-то драматического переворота или событий, несущих большие переживания.

Какие-то экстремальные события в жизни, например война, или неодобренная родителями любовь, сильный жизненный или личностный кризис могут дать человеку мощный толчок и освобождение от этой программы.

Психотерапия или жизненный опыт, осознанное отношение к своей жизни и работа над собой может также давать освобождение.

На жизнь человека, конечно же, влияют многие факторы. Родители во многом определяют то, как ребенок воспринимает себя и, тем самым, влияют на его личность и на качество его жизни.

Человек способен к изменениям, в первую очередь, к внутренним. Но это уже зависит от самого человека.

Ахраменко Ирина Владимировна.

Прочитать публикации на похожие темы можно здесь:

Родительские установки "Не живи" (psiholog-ahramenko-i-v.ru)

Консультации:

Viber, WhatsAp: 8 - 921-389-05-17

© Ирина Ахраменко, 2024

Помощь в исцелении детских психологических травм, травмы отвержения.

Психолог Ахраменко Ирина Владимировна | Дзен (dzen.ru)

Записаться на консультацию можно в сообщениях

Viber, WhatsAp: 8 - 921-389-05-17

Автор: Ахраменко Ирина Владимировна
Психолог, Практический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru