Я всегда стараюсь быстро пробежать те несколько метров, что ведут от Арки Главного штаба до Невского проспекта.
Причина простая – больно шумные эти заведения, что находятся сегодня в домах на Большой Морской – "Дом наоборот", "Музей восковых фигур" и прочие развлекательные центры. Для детей, это, наверное, интересно! Кстати, кто едет в Петербург с детьми, имейте ввиду. Фотографии в "Музее наоборот" получаются смешные.
Да и людей на этом отрезке Большой Морской всегда столько, что хочется быстрее пройти.
Но если прийти сюда утром, когда никого нет (почти никого), то можно увидеть красивейшие здания.
Вы знали, что Большая Морская при императоре считалась самой респектабельной улицей в Петербурге?
Давайте посмотрим, кто имел здесь дома до 1917 года
Какие магазины и учреждения находились? Вы ведь представляете, сколько это стоит сегодня, а тогда особенно, ведь они находятся практически напротив Зимнего двора, дома императора, соседство очень даже престижное!
Начну с своего «любимца» - дом №10 (на днях будут статьи и о других домах на этой улице).
Зимой он так мигает разноцветными огнями, что увидеть архитектурное великолепие не представляется возможным. Детям нравится развлекаться в таких музеях, так что «должно быть так».
А раньше, 107 лет назад, это был "Дом Болина".
Те, кто бывал в музее Фаберже, наверняка знает это имя, да и те, кто хотя бы немного интересуется историей, тоже узнал ювелира. Ведь он был известен в России не меньше, чем Карл Фаберж. Болин, как и Фаберже, являлся придворным ювелиром.
Именно фирмой Болин была изготовлена Императорская венчальная корона, и это только один из многочисленных ювелирных изделий этой фирмы.
И еще одно известное творение фирмы Болин - Владимирская тиара великой княгини Марии Павловны.
После революции 1917 года, точнее после 1931, когда драгоценности Романовы продали, это была любимая тиара королевы Елизаветы II (сначала она была любимой у ее бабушки, а потом перешла по наследству ей).
Но, вернусь к дому № 10 на Большой Морской улице.
Как вам этот красавец - архитектурное чудо?
Присмотритесь – на фотографии вы увидите «BOLIN» (на фото надпись посередине, как раз у трубы, на втором этаже).
Братья Болины были прекрасными ювелирами, и не мудрено, что и дом они построили великолепный.
Историю ювелиров Болин, как они оказались в России, я расскажу в отдельной статье, а сейчас только краткие факты.
Справедливости ради надо отметить, что честнее было бы называть эту фирму именем её основателя – Кристофа-Андреаса Рёмплера.
Почему же тогда фирма названа именно Болин?
Потому, что у Рёмплера не было сыновей, его дело продолжил муж одной из его дочерей, но без громкого имени тестя, его связей, может быть сегодня никто и не знал о существовании такой ювелирной фирмы. Хотя, как знать?
В далеком 1730 году участком, на котором сегодня стоит дом №10, владел винoтoргoвец Иван Дебисон.
После смерти Ивана дом перешел его дочери Софье, по мужу Делафон. Очень интересная личность эта дама! Она родилась во Франции в 1707 году, в семье гугенотов, которым пришлось из-за гонений покинуть родину и отправиться в Россию.
Её отец, как я уже сказала, торговал винoм (француз всё-таки), но кроме этого он еще содержал гостиницу.
Софью выдали замуж в 15 лет, мужем стал француз Вилим Делафона, который служил в русской армии.
Этот брак нельзя назвать удачным, к тому же, муж вскоре потерял рассудок и скончался. Софья осталась одна с двумя дочерями и без средств к существованию.
Я не знаю, каким образом о её педагогических способностях узнал Иван Иванович Бецкий — личный секретарь императрицы Екатерины II и президент Императорской Академии художеств, но по его протекции Софью назначили в 1764 году правительницей, а потом и начальницей Смольного института благородных девиц, где она прослужила 30 лет.
Кстати, её именем была названа площадь возле Смольного и улица. Площадь, естественно, переименовали после 1917 года, назвав площадью Пролетарской Диктатуры.
Поступив на службу, Софья Делафон продала свой участок на Большой Морской улице Карлу Магнусу Фику.
Тот в свою очередь, передал его по наследству сыну Францу Фики, который в 1792 году продал дом купцу Ивану Максимовичу Максимову.
И.М. Максимов всего два года владел участком, перепродав его (за более высокую цену) Готфриду Шрейберу.
У Готфрида дом дом купила жена купца Роза Каролина Молво. Богатые, однако, в те времена были купцы!
Но, и это не окончание истории владельцев участка. Потом дом перепродали Николаю Молво, после него хозяйкой стала вдова купца Авдотья Кушина, затем в дом въехала семья Дементьевых.
И у же у Дементьева участок был выкуплен фирмой "Болин", которая к тому времени была уже очень известной и могла себе позволить такую дорогую недвижимость. Сделку по покупке заключила вдова гражданина К. Э. Болина.
В 1875 году на месте старого дома фирма "Болин" построила здание, которое мы и видим сегодня. Проект создали архитекторы Ф. Л. Миллер и В. И. Шауб.
Как и любая фирма тех лет (да и сегодня тоже) на фасаде сделали эмблему "Болин".
Над средним окном изображён двуглавый орёл, ведь как я уже сказала, Болин были поставщиком императорского двора.
Продолжение следует... А пока, кратко о домах на этом участке Большой Морской улице в статье ниже.