Драма 2023 года от Маттео Гарроне. Фильм был номинирован на Оскар 2024
в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и получил приз "Серебряный лев" за лучшую режиссуру и премию лучшему молодому актеру (Сейду Сарр) на 80-м Венецианском кинофестивале 2023 года
Сейду (Сейду Сарр) живет в Сенегале (Западная Африка) как обычный подросток. Вместе с другом Муссой (Мустафа Фолл) они мечтают вырваться в Италию, которую считают райским местом.
Сейду любит свою семью, талантлив в музыке и мечтает о лучшей жизни. Мусса грезит о славе и богатстве. Друзья копят деньги, чтобы уехать. И однажды отправляются в сложный и незаконный путь в Ливию, откуда надеются попасть по морю на Сицилию.
Красивыми кадрами природы, особенно пустыни
Поэтичными образами смерти и ее посланников
Простой мыслью о том, что все люди - люди.
"Оказывается", в Африке тоже живут люди. У них есть свои мечты, чувства, любовь.
Несмотря на свою красоту и в общем гуманизм, фильм показался мне очень несмелым и даже высокомерным.
Гарроне живописно и откровенно показал все тяготы нелегальной эмиграции: это и дорого, и опасно.
Путь полон злобных и циничных людей, которые как стервятники забирают деньги и вымогают их у семей. На этой дороге человеческая жизнь - ерунда.
Встречаются и золотые люди - добрые, способные, сочувственные, к ним относится и главный герой, которые берегут свою человечность.
Жизнь в Сенегале, Мали и Ливии показана пыльной, грязной, диковатой. Мне думается, что это однобокое повествование.
Африканская часть фильма (а это 99 его процентов) показана с подробностями бедности, жестокости, отчаяния и грязи.
Преодолев ужасы дороги, герои прибывают к берегам Сицилии и радуются тому, что они достигли своей цели.
И тут Гарроне обрывает свое повествование. И это мне кажется несмелым.
Ведь если идти дальше, то придется уже показывать, как райский итальянский край встречает очередное ржавое суденышко с толпой уставших нелегалов.
А это куда страшнее показать откровенно, потому что при всех возможных бонусах и самых оптимистичных раскладах отвратительных ужасов, безразличия (в лучшем случае) и жестокости будет выше крыши. А это критика современной Европы.
Единственное, что он себе позволяет - вложить в уста двух-трех персонажей из Сенегала попытку отговорить молодых людей от поездки, потому что Италия - не рай земной. Без всяких уточнений.
Гарроне будто бы очень тихо просит своих соотечественников смотреть на нелегальных эммигрантов как на людей, проявить к ним больше сочувствия и снизить градус ксенофобии.
Если Вам интересно посмотреть стыдливый взгляд европейца, который тихонько намекает на то, что в Африке тоже люди живут, то кино достаточно эстетически красивое и даже местами поэтичное, чтобы просмотр удался.
"Я - капитан" можно посмотреть и за исполнителя главной роли - он выразителен, человечен и талантлив.
Ему можно сопереживать. Он встал на свой путь взросления и выбрал очень тяжелый его вариант. Это история не взросления, а выхода в большой зубастый и хищный мир, в котором сложно пронести свою человечность, не расплескав понапрасну. Фильм не является историей его становления, а скорее зарисовкой к началу.