Идея о том, что бессознательное является источником творческих озарений, объясняет почему часто вдохновение приходит во сне. В состоянии сна, когда наше сознание «отключено», бессознательному позволено говорить с нами напрямую (в форме образов, интуиции и эмоций), без ограничений, налагаемых сознательным разумом.
У физика Нильса Бора была мечта о планетной системе, которая позволила ему представить «модель Бора» атомной структуры и привела к присуждению Нобелевской премии.
Изобретение сэра Фредерика Гранта Бантинга по массовому производству инсулина пришла к нему во сне.
В начале своей карьеры физиолог Отто Леви догадался, что нервный импульс, основной компонент всех нервных систем, является одновременно химическим и электрическим событием. Экспериментальная процедура, которая позволила ему доказать эту догадку, пришла к нему во сне. Как он писал:
«Ночью перед Пасхальным воскресеньем [1920 года] я проснулся, включил свет и набросал несколько заметок на крошечном листке тонкой бумаги. Затем я снова заснул. В 6.00 утра мне пришло в голову, что ночью я записал что-то важное, но не смог разобрать каракули. На следующую ночь, в 3.00, идея вернулась. Это был план эксперимента, чтобы определить, верна ли гипотеза химической передачи, которую я высказал 17 лет назад. Я немедленно встал, пошел в лабораторию и провел простой эксперимент с сердцем лягушки в соответствии с процедурой. Его результаты легли в основу теории химической передачи нервного импульса».
Фридрих Август Кекуле, химик-органик, открыл циклическую структуру бензола во сне, в котором он увидел змею, поедающую собственный хвост. Описывая свой сон, он написал: «Но посмотри! Что это было? Одна из змей ухватилась за собственный хвост, и фигура насмешливо закружилась у меня перед глазами. Словно от вспышки молнии я проснулся. Давайте научимся мечтать, джентльмены».
✅ Бессознательное, изобилующее потенциалом — источник более высокой креативности.
Любопытно, что эта информация не сразу признается в нашем обществе; и что нас никогда не учат, как задействовать это огромное хранилище творческого потенциала.
Учимся стимулировать творческие прорывы
Грэм Уоллас, английский социальный психолог и соучредитель Лондонской школы экономики, написал «Искусство мысли», в котором он описал 4 этапа, необходимые для активизации бессознательного и его подготовки к пониманию проблем в нашей жизни.
Этим 4 шагам можно следовать в любой сфере вашей жизни, требующей творческих решений: будь то в вашей личной жизни, отношениях, профессиональной карьере или в вашей творческой работе.
1. Подготовка
На этапе подготовки исследуйте проблему, с которой вы имеете дело, со всех сторон. Рассмотрите все аспекты и получите о ней как можно больше информации.
В течение этого времени важно культивировать горячее желание решить проблему. Это подаст сигнал вашему бессознательному, что проблема срочная и с ней нужно разобраться немедленно.
2. Инкубация
Потратив достаточно времени на подготовительную стадию (когда вы близки к изнеможению), отвлекитесь на некоторое время от проблемы. Отдохните некоторое время и постарайтесь не думать о работе или проблеме, с которой вы имеете дело.
Этот период отдыха высвободит энергию для вашего бессознательного, чтобы приступить к работе – просеиванию, сортировке и объединению идей, поступивших в него на этапе подготовки.
3. Озарение
В какой-то момент, когда вы чередуете периоды интенсивной работы и отдыха, из вашего бессознательного спонтанно возникнет озарение. Будь то во сне, в душе, во время дневной прогулки или в любое другое безобидное время, решение проблемы, над которой вы работали, предстанет перед вами ясно, как день.
Часто решение кажется настолько простым и очевидным, что вы удивляетесь, как не подумали об этом раньше.
4. Проверка
Заключительный этап — проверка решения, предложенного вашим бессознательным. Этот шаг не всегда является необходимым. Иногда решение может быть настолько ясным, что нет необходимости проверять его достоверность.
Креативность и самоактуализация
Многие считают, что творческие способности есть только у тех, кто занимается наукой или искусством. Но это не так. Вы можете проявлять креативность в любой сфере жизни: в воспитании детей, спорте, отношениях, профессии или личностном развитии.
«Если вам совсем нечего создавать, тогда, возможно, вы создаёте себя сами» (Карл Юнг).
Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, выдающиеся психологи XX века, считали креативность одной из высших способностей человека и полагали, что развитие творческого потенциала помогает двигаться в направлении своего высшего «я».
С их точки зрения, креативность — это не роскошь, а необходимость для тех, кто стремится к индивидуализации и самоактуализации.
«У меня такое ощущение, что концепция креативности и концепция здоровой, самореализующейся, полноценной человеческой личности, похоже, сближаются всё больше и больше и, возможно, окажутся одним и тем же» (Абрахам Маслоу, «Грани человеческой природы»).
«Главной движущей силой креативности, по-видимому, является склонность человека к самореализации, к реализации своих потенциальных возможностей» (Карл Роджерс, «Становление личностью»).
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа