Друзья, сегодня (строго с разрешения сновидца, который анонимно поделился описанием своего сна) я знакомлю вас с новым сновиденческим сюжетом, с его символикой и с моей интерпретацией в каноне аналитической психологии Карла Густава Юнга.
Также напоминаю, что вы можете воспользоваться услугой подробного анализа сна с учетом вашего анамнеза и помочь себе в решении проблемы, если что-то беспокоит вас в «здесь и сейчас». А ознакомиться с другими примерами моего психологического (краткого) разбора снов вы можете в тематической подборке в моем блоге «ПиПси» на Яндекс. Дзен и в разделе «Статьи» паблика «ПиПси» во «ВКонтакте».
Сон от анонима (сохранена авторская орфография и пунктуация):
Здравствуйте!
Это был самый эмоционально окрашенный сон за последнее время.
Я нахожусь в квартире, которую не узнаю, и жду гостей, хотя это мне никак не свойственно, очень редко кто-то приходит. Причём жду очень странно - лёжа в постели с книгой. Параллельно слышу звук телевизора за моей спиной, вместо того, чтобы выключить, я просто затыкаю наушники в уши и продолжаю читать.
Я лежу, заходят гости. Их было человек 5-7, некоторых узнала, знакомые лица, но не друзья.
Встаю, начинаю с ними как-то взаимодействовать, покидаем комнату, где я себе спокойно лежала и переходим в другую, кажется, в кухню.
И вот начинается кульминация. Я смотрю и вижу, что в кровати, где я лежала, теперь лежит неизвестный мужчина. Мне становится тревожно, и неспроста, о чём скажет следующая сцена.
Все гости становятся вдоль стены в той комнате, они ничего не подозревают, доверчивые такие.
И в последнюю очередь неуверенно подходим к стене мой муж и я (я с краю).
Мужчина достаёт огнестрельное оружие и начинает расстрел стоящих у стены! Я сбегаю.
Просыпаюсь, бешено колотится сердце. Сон помню в деталях даже после повторного пробуждения.
Анализ сновидения:
Здравствуйте.
Сюжеты снов, где присутствует акт насилия (над образом Эго/образом Я или над другими образами/фигурами сна, которые ─ как известно, ─ тоже относятся к структуре психики самого сновидца), могут быть компенсаторными.
Речь преимущественно идет о тех пугающих сновиденческих ситуациях, когда некая агрессивно настроенная фигура по сюжету как-то наносит урон и/или уничтожает, угрожает другим фигурам действующего сюжета. В этом проявляется потребность психики сновидца проигрывать, реализовывать некую внешнюю незавершенную травму из его реального опыта, но во внутреннем мире.
Такая сновиденческая компенсация служит своеобразной защитой Я/Эго/сознательного центра личности сновидца от повторного переживания им труднопереносимых чувств, относящихся к неким ранящим реальным событиям прошлого.
Опираясь на особенности обозначенного сюжета сна, можно предположить, что переживания, которые не были пока переработаны психикой до конца и оттого проявляющие себя во сне конкретным сюжетом (страшный сновиденческий сюжет в данном случае представляет собою наиболее доступный способ выразить трудные, возможно, очень болезненные переживания, выгрузить их, отреагировать их вовне ─ безопасно), как-то связаны с чувством Жертвы (в силу прожитых в прошлом неких неприятных/довлеющих обстоятельств, лишающих сновидца свободы выбора на тот момент). Потому что во сне показана ситуация, где у присутствующих людей нет права выбора ─ все они ─ Жертвы Агрессора.
За образом Агрессора может стоять любая «сковывающая» и непрожитая до конца сложность на жизненном пути, которая и вызывает по сей день в сновидце столь острые переживания, даже с соматическим откликом во сне («Просыпаюсь, бешено колотится сердце...»).
Также здесь стоит обратить внимание на то, как справляется образ Я с ситуацией опасности: «Я сбегаю...».
Образ Я/Эго в сюжетах сна и выборы его действий, как символически представленная его поведенческая модель в реальности, часто демонстрирует предпочитаемые им в жизни варианты решения проблем. Сценарии, которые наиболее часто (успешно?) используются сновидцем в жизни и по этой причине нередко становятся этаким автоматизмом, т.е. срабатывают бессознательно.
Данная деталь может быть важна, поскольку избегание (с позиции Эго), которое мы наблюдаем по сюжету сна, вероятно, выступает предпочитаемым вариантом предотвращения угрозы/спасения и в реальной жизни сновидца. И это не всегда может им осознаваться в достаточной степени в силу уже до автоматизма наработанного поведенческого паттерна (так работает феномен «тоннельного мышления»).
Если так, то значит, избегание может выступать уже не только «щитом», но «блоком», не дающим завершить переживания, оставляя сновидцу возможность выходить из состояния Жертвы лишь через сновиденческий сюжет, структурированный определенным образом (и где, как правило, присутствует пара «Жертва-Агрессор»).
Почему защитный механизм ─ помеха?
Потому что избегание, как защита, не дает проживать трудность, постепенно превращая боль в опыт.
Психика человека ─ саморегулирующая система ─ она умеет перерабатывать самые разные переживания, развивая личность и устремляя ее дорогой индивидуации.
А когда человек, удерживая себя нарочито в дистанции от трудных переживаний, которые нуждаются в принятии и отреагировании сторонним надежным объектом (психологом, например), динамика личности приостанавливается.
Избегание дистанцирует Эго от контакта с болью за счет работы защитных механизмов психики.
Их работа очень важна. Но не на постоянной основе (константная работа защит психики может выступать предпосылкой деструкции личности/невроза).
Защитные механизмы включаются в функционал на момент столкновения Я с большими психологическими трудностями (боль утраты, разные остро кризисные ситуации), чтобы защитить личность от серьезных нарушений ее структуры и ее работы.
Но после стабилизации состояния психика/личность/Я нуждается в обнаружении вытесненных/подавленных переживаний, в их признании, принятии, (пере-) осмыслении, чтобы они больше не могли забирать на себя психическую «энергию», ресурс, контроль благополучия, а напротив, ─ чтобы они были высвобождены в безопасной среде, возвращая человеку некогда утраченную личностную целостность.
Ресурсы, обслуживающие работу защитных механизмов психики по дистанцированию боли от Эго-центра, в том числе, вуалируя трудные переживания в сновиденческий сюжет, могут быть направлены на более конструктивные задачи и полезные цели, если завершить избегание, обнаружив первопричину возвращающихся переживаний через сон. И проработав ее, скорректировав отношение к ней с позиции своего актуального Я.