1 июля 1938 года на Бутовском полигоне оборвались жизни 162 человек. Одним из них был иеромонах Даниил (Князев). Он пришел в этот мир, чтобы служить Богу и нести добро, а потому всегда напутствовал людям жить в дружбе, посещать храм и молиться.
Село Патриаршее Задонского уезда Воронежской губернии
В Воронежской губернии (ныне Липецкой) на ручье Студенец стоит древнее село с замечательной историей. В начале XVI века это было родовое имение бояр Романовых, позднее – одна из вотчин Патриарха Филарета (Романова). Речка дала обширному поселению название Нижний Студенец, но с 1633 года и вплоть до первых десятилетий XX века его также называли Патриаршим.
Здесь 15 сентября 1888 года в семье казенного крестьянина Егора (Георгия) Князева родился сын Дмитрий. Крещение проходило в сельской церкви Богоявления Господня, которая к тому времени отстроилась в камне. В ней были устроены приделы святителей Митрофана и Тихона Задонского, Успения Пресвятой Богородицы. Славился храм и своей библиотекой.
В селе Патриаршем (ныне Донском), где работали кирпичные заводы, больница, лавки, в 1884 году учредили церковно-приходскую школу, для которой построили отдельное здание. В эту школу родители определили сына Дмитрия. В 1910 году в возрасте 12 лет он благополучно окончил учебу. И тогда по настоянию набожных родителей сделал свой единственный жизненный выбор, которому никогда не изменил. Решение посвятить свою жизнь Богу, став монахом, было для юноши осознанным и желанным. Путь лежал в златоглавую Москву.
Николо-Угрешский монастырь
Николо-Угрешская обитель была основана князем Дмитрием Донским в 1380 году там, где ему явилась икона Николая Чудотворца накануне битвы с войсками хана Мамая. Это святое место на протяжении веков наполняло Божественным теплом сердца всех, кто входил в него через Святые ворота и горячо молился. Вопрос, почему Дмитрий Князев приехал именно сюда, навсегда останется открытым. Одной из причин можно считать учебу в народном училище для детей крестьян, открытом в 1866 году преподобным Пименом Угрешским, многолетним настоятелем обители. Здесь преподавались арифметика, чистописание, история, катехизис, основы черчения и другие предметы. При училище была и домовая церковь с колокольней.
В Николо-Угрешском мужском 3-го класса Общежительном монастыре Дмитрий был пострижен в мантию и получил новое имя – Даниил. А через 9 лет – рукоположен в иеромонаха.
Это было трудное время. Шел 1919 год. Все худшее для страны уже случилось. В 1917 году произошел октябрьский переворот. В 1918 году начались гонения на Церковь. В 1919 – разгар Красного террора, Декрет о национализации церковного имущества, вскрытие святых мощей и передача их музеям. В общем, набирала силу реализация мер «по полному отмиранию Церкви». Советская власть пришла и в древний монастырь.
В 1918 году был арестован и потом отпущен настоятель обители архимандрит Макарий, арестованный вновь в 1922 году. В 1918–1922 годах в обители и Угрешской слободе разместилась колония Наркомфина, преобразованная по инициативе Ф. Э. Дзержинского в 1927 году в Трудовую коммуну ОГПУ для беспризорников. Для этого были отобраны монастырские келии, гостиницы, больница, богадельня, просфорни, странноприимные дома, скотный двор и другие постройки. Так возник специализированный поселок.
Как ни странно, но в колонии еще оставались элементы религиозного воспитания, и подростки посещали храмы монастыря. При этом насельников Николо-Угрешской обители становилось все меньше. Летом 1925 года их насчитывалось только 40, среди них был иеромонах Даниил. Для сравнения: до 1917 года в монастыре проживало более 150 монахов. Однако в день почитания святого Николая в монастырь все так же с благоговением шли и шли паломники.
В 1925 году в монастыре появился «Детский городок»: 950 детей из 4 детдомов. Места для их размещения не хватало, поэтому с разрешения Моссовета отбирались монастырские здания и закрывались действующие церкви. В тот год под закрытие попали храмы Успения и Иоанна Предтечи, Спасо-Преображенский и Никольский соборы. Община могла проводить службы только в церкви святых апостолов Петра и Павла, который вскоре закрыли.
Так древняя обитель была полностью разорена. Вместе с другими насельниками иеромонах Даниил покинул Николо-Угрешский монастырь.
Село Троицкое-Раменское, храм Живоначальной Троицы при озере Борисоглебском
Приют иеромонах Даниил нашел в селе Раменское (Троицкое), при церкви Живоначальной Троицы, стоящей на высоком холме у Борисоглебского озера и поражавшей своим величием. Священник получил работу сторожа и просфорника с зарплатой в 50 рублей и поселился в церковной сторожке, чудом сохранившейся до наших дней. Он редко служил в храме, но, как требный священник, часто ходил по домам прихожан, чтобы исповедовать и причащать. Это был еще и способ заработка, который помогал платить Троицкому храму назначенные советской властью огромные налоги. Приходилось посещать и больницу при фабрике «Красное знамя» –национализированной «Раменской бумагопрядильной мануфактуры». Троицкий храм перестроили в камне именно стараниями ее бывших владельцев братьев Милютиных при участии княгини А. А. Голицыной.
Отец Даниил часто приходил к больным, чтобы поддержать добрым словом и молитвой, причастить. Это происходило с разрешения и одобрения главного врача «Раменской советской лечебницы», открытой еще в 1871 году. Такое участие священника в частной жизни рабочих фабрики не нравилось новой власти.
Сначала в газете появилась заметка с осуждением, а в 1926 году (по некоторым источникам – в 1928 г.) сторожа Троицкого храма иеромонаха Даниила и псаломщика Полякова арестовали, но, к счастью, вскоре выпустили. Жизнь продолжалась.
Рядом с храмом шла улица Поповка (Первомайская), на которой стояли дома священнослужителей, в том числе диакона Сергия Белокурова и протоиерея Александра Парусникова. Отец Даниил часто бывал у них в гостях. В конце 1920-х годов дом семьи Парусниковых разделили на две части, в одну из них поселили высокопоставленного сотрудника милиции. Он проявлял большой интерес к разговорам священников, считая их контрреволюционными, и открыто заявлял, что «поповская сволочь должна сдохнуть». Ему не понравились слова отца Даниила о коллективизации, положении крестьянства и его будущем. Это стало поводом для ареста 24 мая 1931 года по «Делу №1470 на монахов и монахинь Раменского района», обвиняемых в «систематической антисоветской агитации, направленной против мероприятий советской власти, проводимых в деревне». Были арестованы 10 монахинь из ранее закрытых монастырей и отец Даниил, которых препроводили в Раменский временный дом заключения. 27 мая огласили приговор. За два дня были решены судьбы 11 человек.
Ссылки
Гражданина Дмитрия Егоровича Князева, беспартийного, с низшим образованием, признали виновным по ст. 58/10 и 11 УК РСФСР. Наказание – лишение свободы на 5 лет с отбыванием срока в Карагандинском ИТЛ. Так в 1931 году отец Даниил оказался в Акмолинском отделении среди первых ссыльных, которые были раскулаченными крестьянами. Он начал работать на строительстве железной дороги. В 1929 году город Акмолинск стал крупным железнодорожным узлом. С 1931 по 1936 годы шло строительство ветки Курорт Боровое – Караганда, проходящей через город. Норма работы на железной дороге составляла 8 тонн грунта, что было непосильно для людей, измученных голодом и местным климатом.
Никаких сведений об этих годах жизни отца Даниила не сохранилось. В 1933 году его задержали на железнодорожной станции в городе Караганде. По каким причинам он там оказался, не ясно. Однако на допросе прозвучало признание в побеге. Последовал новый тюремный срок.
В 1933 году за попытку побега Дмитрия Егоровича Князева приговорили к 3 годам лишения свободы с отбыванием срока в Беломорско-Балтийском ИТЛ. Из Казахстана его этапировали на берег Кольского залива, в Мурманск, где определили рабочим на Дегтекурный завод.
В это время страна жила началом второй пятилетки, а город – еще и грандиозными планами своего развития, имеющими советский размах. В это время в Мурманске уже не было ни одной действующей церкви, а ведь до 1917 года на Кольском полуострове насчитывалось 53 храма, 28 часовен, Трифонов Печенгский монастырь, отошедший Финляндии вместе с Печенги. Так что крестов, на которые можно было перекреститься жителям, значительную часть которых составляли спецпереселенцы, не было.
26 сентября 1935 года отца Даниила освободили. И он направляется в город Егорьевск Московской области.
По приезде туда иеромонах Даниил нашел работу красильщика тканей на хлопчатобумажном комбинате «Вождь пролетариата», бывшей «Бумагопрядильной Фабрике братьев Хлудовых», объединенной с фабрикой Бардыгина. Он поселился в доме по адресу: улица Нечаевская, дом 10. Здесь стоял храм святителя Алексия Московского, чудотворца. Сначала это была часовня, построенная в деревне Нечаевская в 1904 году местным крестьянином И. И. Акатьевым в честь рождения цесаревича Алексея. Затем ее перестроили в храм и пристроили колокольню. С 1933 года настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Ясенев, благочинный церквей Егорьевского района, с которым у отца Даниила сложились хорошие отношения. Безусловно, священники догадывались, что за ними постоянно следят представители органов, некоторые жители и рабочие фабрики.
Прошло полтора года. Шел к концу 1936-й. Отец Даниил решил подать митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) прошение назначить его священником. Прошение было удовлетворено, назначение получено.
9 февраля 1937 года отец Даниил начал свою службу в прекрасном храме Преображения Господня в селе Верхний Белоомут Луховицкого района Московской области. Однако церковь, первое упоминание о которой относится к 1616 году, на тот момент уже утратила колокольню, с которой в 1933 году сначала сбросили колокола, а потом взорвали. Местные власти рассматривали красивое церковное здание с бытовой точки зрения, а прихожане вместе с новым настоятелем не только защищали свой храм, но и разрабатывали план его капитального ремонта. Прошел один год и немногим больше месяца. За отцом Даниилом пришли. Он был арестован 24 марта 1938 года. Вскоре Преображенский храм передали в ведение Кожгалантерейной фабрики и перестроили под клуб.
Промозглым мартовским днем 1938 года настоятеля Преображенского храма в селе Белоомут отца Даниила привезли в тюрьму в городе Коломна Московской области. Последовали допросы с шаблонными вопросами и приписками подлой лжи в протоколах. Священника обвинили в контрреволюционной деятельности, распространении контрреволюционной клеветы против руководящей партии и правительства. Ему вменялись призывы в неподчинении законам советского строя и связь с контрреволюционными элементами. Стоит сказать, что такие связи были. В марте 1938 года были расстреляны священники С. Белокуров и А. Ясенев, в июне – священник А. Парусников, которых отец Даниил хорошо знал.
Священник Даниил Князев никого не выдал и не отказался от веры в Бога.
Приговор
7 июня 1938 года тройкой при УНКВД по Московской области гражданину Дмитрию Егоровичу Князеву был вынесен приговор: высшая мера наказания – расстрел.
Через месяц его везли в подмосковное Бутово в автозаке, куда набивали до 50 человек. В бараке поспешно сверяли фото. Дальше – край громадного рва и пуля в затылок.
Приговор привели в исполнение 1 июля 1938 года на Бутовском полигоне. Исполнители подписали акт.
Дата реабилитации иеромонаха Даниила по следственному делу 1938 года – 1989 год, по делу 1931 года – 1990 год.