Офис в историческом здании в центре города. Царь переговорки — большой стол из красного дерева, покрытый зелёным сукном. Одна химчистка из-за пролитого на него кофе обойдется в миллиард долларов. Дресс-код — деловой костюм и «вот это вот все»... На противоположном конце — рабочая студия в загородном домике. Дресс-код — чтоб прилично до пояса, а ниже все равно в зум не видно. В каждой локации по юристу: за сукном присматривает Петр Арешев, адвокат, президент МКА "Арешев и Партнеры", владелец двух офисов в Москве, а в загородной студии сидит приличный до пояса Дмитрий Желнин, юрист, управляющий партнер "Митсан консалтинг", отказавшийся от офиса и организовавший работу целой команды на удаленке.
П.А.: Я не верю в удаленную работу юридической фирмы. По крайней мере, на первых порах, пока не заработает сарафанное радио. Ведь работа юриста почти всегда сопряжена с личными встречами, а наличие офиса напрямую влияет на доверие. Офис нужен, чтобы у клиентов не возникало вопроса: «А где я вас буду искать, если знаю только ваш номер телефона?»
Д.Ж.: Мы говорим о B2C или B2B? Лично я работаю в B2B и моими клиентами являются корпоративные клиенты среднего и высшего уровня. Откровенно говоря, в этом случае уже сам статус клиентов предполагает встречу у них в офисе.
П.А.: Среди наших клиентов много физических лиц, а также безработных на Porsche. Усредненный портрет клиента — активный собственник бизнеса и он настаивает, чтобы первая встреча состоялась в нашем офисе. Также важно учитывать позиционирование юриста: если он предоставляет моноуслугу, то удаленку еще хоть как-то можно рассматривать. Если же речь идет о Family Office, т. е. комплексе услуг, то тут я не вижу вариантов — нужен офис. Помнишь шутку: «Серьезность фирмы определяемся умножением высоты потолков офиса на длину ног секретарши и толщину шеи охранника»? Это работает до сих пор.
Д.Ж.: Скажи, пожалуйста, а во время пандемии ты почувствовал отток клиентов или их переход из офлайн в онлайн? И ведь после пандемии эта тенденция во многом сохранилась. Разве это не показательно?
П.А.: Я считаю, что пандемию категорически нельзя ставить в пример, это было аномальное событие. Тогда все перешли в онлайн, потому что не было выбора. Мы пробовали работать удаленно, но получалось плохо. Я наблюдал резкое падение дисциплины, боевого духа и корпоративного долга. Через CRM можно было наблюдать, что задачи стали выполняться медленнее.
Д.Ж.: Но сейчас находясь в офисе ты ведь не ходишь 8 часов вокруг сотрудников, чтобы контролировать, чем каждый занят в этот момент?
П.А.: Нет, но сам факт работы в офисе уже дисциплинирует. Нужно не просто в рубашке сесть за компьютер, а еще и штаны надеть. Более того, приехать в этих штанах в офис к 10:00 утра. И еще очень важный момент: у удаленщиков есть принцип передачи задач, когда все срочное — голосовыми сообщениями, менее срочное — текстовыми, несрочное — мейлом. А как быть с тем, чтобы в потоке отрабатывать озарения? Человеку ведь свойственно тащить пойманный инсайт, как в решете, коллеге на обсуждение. Это эффективная схема взаимодействия. Ну не будешь же на удаленке собирать экстренное совещание. А в офисе этот момент решается моментально.
Д.Ж.: У меня в этом месте вообще своя специфика — я творю в самолете, а потом через кучу сообщений отрабатываю инсайты с коллегами. Мы договорились, что вываливаем друг другу все и не вешаем ярлыки «глупый вопрос». Самым глупым вопросом признали вопрос незаданный. Мне кажется, важна общность, желание коллег участвовать в мозгоштурмах и т. д., а не физическое расположение коллег относительно друг друга. Кроме того, офис стирает границы доступности к коллегам и есть вероятность, что озарение и желание «подумать об другого» нарушит творческий процесс этого другого, коллега ведь тоже может быть увлечен отработкой какой-то своей идеи. Чтобы такого не случалось, я всегда даю коллегам 10-15 минут даже перед экстренным совещанием.
П.А.: Я все же считаю, что человеку рядом нужна живая душа, чтобы получить фидбек в творческом моменте. Юридический договор или заявление с трудом можно назвать творением, но все же это произведение, и для успеха дела нужно понимать, какое впечатление оно вызывает.
Д.Ж.: Тут и кроется основная разница между удаленкой и офлайном: в отсутствии возможности «подумать об соседа». Поэтому я лично заставляю всех общаться с клиентами и между собой исключительно через CRM-систему — всеми видами сообщений и писем. Потом можно послушать все записи, внести изменения в скрипты, поправить коллегу, который неуважительно попросил денег у клиента... Сколько у тебя сотрудников работает и сколько стоит час твоей работы и работы офиса? Ты согласен, что 2-3 часа, потраченные на дорогу в офис и обратно, лишают тебя существенной прибыли, т. к. в это время ты не зарабатываешь на работе с клиентами?
П.А.: У меня пять человек. Понимание часовых ставок есть, но это не требует озвучивания. И я понимаю, что дорога входит в мои затраты, что я, так сказать, доплачиваю упущенной прибылью за привилегию иметь офис. Но я плачу не за офис, как таковой, а за имидж моей компании в глазах клиента, за его доверие и, как следствие, за возможность работы на высоком чеке. Это уровень. Статус. Людям важно, где и как будут храниться их документы, как выглядит юрист, который будет вести их дело. Удаленка дает на рынке юридических услуг пересортицу. Выбор юристов большой, но очень тяжело отфильтровывать шлак. Наличие офиса же сразу дает клиенту понимание уровня исполнителя. Это вопрос престижа.
Д.Ж.: По поводу престижа — это долгий спор, как и по вопросу дресс-кода. Добровинский носит бабочки, у каждого свой бренд. У тебя коллекция костюмов, а у меня — коллекция рубашек поло. Я считаю, что всё в современном мире развивается, в том числе и эти моменты. Вот я работаю в сфере оптимизации налогов и своей удаленкой показываю, что я — «экономичный экономист». Если я не оптимизирую свои расходы, то как я могу предлагать такую услугу клиентам? Я бы вообще с удовольствием убрал бы с сайта юридический адрес, если бы это не противоречило требованиям Роспотребнадзора.
П.А.: Про демонстрацию «экономного экономиста» понимаю, это вполне соответствует ожиданию твоих клиентов. Но юриспруденция все же остается достаточно консервативной и прогрессивные юристы, приходящие в суд в шортах и с кошачьей шерстью на толстовке, по-прежнему не имеют шансов быть услышанными судьями. Мне хочется думать, что я тоже прогрессивный человек, но моя прогрессивность находится в области мышления, подхода к делу и знаний, а не в области экспериментов с классической атрибутикой юристов... Да, и опять хочу напомнить про разное позиционирование компаний, предоставляющих моно- или мультиуслуги, B2B или B2C.
Д.Ж.: В любом случае человек продаёт человеку, так что я вообще заH2H, Human to Human... А как ты подходишь к выбору локации офисов, что является определяющим фактором для юриста?
П.А.: Удобство в плане подъезда, парковки и навигации. Это самое главное. У нас два офиса: один большой, удобный, со стеклянными переговорками и ресепшеном. Второй открыли во время очередного кризиса в спальном районе для B2C. Как оказалось, больших чеков недостаточно для финансовой устойчивости компании, нужны еще маленькие чеки. Для аналогии: McDonald's с большим количеством маленьких чеков устойчивее любого гламурного ресторана с несколькими большими чеками.… А мой следующий вопрос к тебе: как поддержать рабочий дух команды при удаленной работе?
Д.Ж.: Хороший вопрос, прямо в печень. Если честно, это сложно. Я стараюсь с какой-то периодичностью проводить различные корпоративные мероприятия, где мы стремимся не обсуждать работу, а просто общаться. Но выходит недолго, уже минут через десять уходим в обсуждение проектов. Но продолжаем стараться где-то встречаться, ужинать в интересных местах, чтобы увидеться вживую, а не через экран, почувствовать друг друга. Ну и отказ от офиса — это же не приговор. Мы иногда снимаем место в коворке и встречаемся там для обсуждений и впечатлений. Я согласен, что удаленка накладывает свой негативный отпечаток на эмоциональное восприятие, но и ежедневное нахождение вместе тоже ведь раздражает. В этом случае возникает усталость друг от друга, ведь мы проводим на работе больше времени, чем с семьей... Мой вопрос: каким ты видишь перспективы и будущее юридического бизнеса в офлайне и онлайне?
П.А.: Думаю, что так и останется50/50. Юриспруденция, как и медицина, является предметом глубокого доверия. В моем случае офис нужен. В твоем — нет. И оба решения закрывают вопрос доверия наших клиентов, т. к. они хотят работать с успешным человеком и квалифицированной командой. Поэтому приходят по рекомендации и просят о личной встрече. Наша задача — с офисом или без него удовлетворять ожиданиям.
Д.Ж.: Да, в конце концов, это вопрос дисциплины. Я привыкал к удаленке в период пандемии, когда жизнь поставила ультиматум: освоиться на удаленке или сдуться. Чтобы справиться, пришлось усиленно заниматься самодисциплиной. Во-вторых, я обустроил себе максимально комфортное, удобное и приятное рабочее место, которое не используется ни для каких других целей, кроме работы. Здесь нельзя есть, смотреть сериалы, играть в игрушки. В-третьих, я прислушиваюсь к своему организму, и если он бастует против работы, я разрешаю себе день отдыха, смотрю сериалы и меня не напрягает, что завтра я даже название этого сериала не вспомню. Во всём остальном дисциплина ровно такая же, как и при работе в офисе.
П.А.: А теперь, как говорят в суде, «финальные реплики»? Я верю, что можно какое-то время работать удалённо, но всё равно основной запал на работу берется из офлайн.
Д.Ж.: Мне очень понравилась мысль про то, что в начале практики, пока сарафанное радио еще не работает на юриста, нужен офис, как имиджевая составляющая. Во всем остальном — я за удаленку. Мы закончили интервью, сейчас нажму кнопку и я уже дома, а тебе еще ехать с работы домой.
П.А.: Пииииииии...