Недавняя попытка мятежа в Боливии подробно освещалась в российских СМИ. Причин тому несколько – Боливия хочет в БРИКС и ей есть, что предложить, как этому содружеству, так и конкретно России. Боливия обладает богатейшими на Земле запасами лития, которые с прошлого года активно планирует осваивать «Росатом». Сумма сделки оценивается в 600 миллионов долларов. И только политическая стабильность режима Луиса Арсе может обеспечить и заключение этого контракта, и доступ для России к минералу, который в буквальном смысле, является главным «двигателем» для практически всей сферы высоких и цифровых технологий. О том, что вообще такое Боливия, что там происходило на днях и насколько к этому могут быть причастны США, читайте в материале ИА «Точка».
Недавняя попытка мятежа в Боливии подробно освещалась в российских СМИ. Причин тому несколько – Боливия хочет в БРИКС и ей есть, что предложить, как этому содружеству, так и конкретно России. Боливия обладает богатейшими на Земле запасами лития, которые с прошлого года активно планирует осваивать «Росатом». Сумма сделки оценивается в 600 миллионов долларов. И только политическая стабильность режима Луиса Арсе может обеспечить и заключение этого контракта, и доступ для России к минералу, который в буквальном смысле, является главным «двигателем» для практически всей сферы высоких и цифровых технологий. О том, что вообще такое Боливия, что там происходило на днях и насколько к этому могут быть причастны США, читайте в материале ИА «Точка».
Что ни год, то революция, что ни деревня, то наркокартель
В столице Боливии, Ла-Пасе 26 июня происходил очередной государственный переворот. Бывший командующий боливийских войск, генерал Хуан Хосе Суньига выступил против действующего правительства под лозунгом «возвращения подлинной демократии». Однако, силы восставших были локализованы, а самого лидера мятежа в прямом смысле этого слова, грозным криком (нет, это не преувеличение и не художественный образ) прогнал действующий президент Боливии Луис Арсе. Таким образом, к счастью, в том числе и для России, успехом мятеж не увенчался.
Чтобы понять всю суть ситуации, нужно обратиться к истории этой страны. История Боливии, как суверенного государства начинается в 1825 году, до того, это была часть колониальных владений Испании.
И буквально с момента начала своей независимости Боливию планомерно сотрясали мятежи, революции и перевороты разной степени успешности. Достаточно сказать, что с 1825 по 2024 годы в Боливии произошел 191 переворот. Не все из них были успешными, но само их количество, как говорится, внушает. Потому что получается, что в среднем за всю свою историю Боливия переживала по одному перевороту в год с небольшим.
Тем не менее, все это бесконечное революционное движение с элементами военных восстаний совершенно не мешало, а во многом и помогало на территории Боливии происходить не самым позитивным для местного населения экономическим процессам. Довольно быстро туда пришли западные промышленные, в особенности нефтегазовые магнаты. Которые заключали максимально выгодные для себя концессии с очередным боливийским правительством. И в итоге, уже в XXI веке оказалось, что большинство природных ресурсов этой страны находится под практически полным контролем таких ТНК, как ExxonMobil, Repsol YPF, Petrobras, Total и British Gas.
Стоит отметить, что по залежам газа в Южной Америке Боливия уступает только Венесуэле. С нефтью все скромнее, по последним данным Боливия находится на 59 месте в мире по доказанным объемам этого ресурса. Это по независимым оценкам примерно 200 миллионов баррелей.
При этом в силу того, что боливийские нефть и газ оперативно захватили иностранцы, никакой особой помощи для национальной экономики недра Боливии не несут. В силу этого долгие годы страна «выезжает» на аграрном комплексе.
Правда, он у нее тоже очень своеобразный. Дело в том, что лучше всего в Боливии растут листья коки. Той самой, из которой производят понятно какие «запрещенные вещества». Боливия входит в первую тройку стран Южной Америки по выращиванию этого растения.
Ну, а там, где оно, там и наркокартели. Которые силой заставляют крестьян выращивать на своих участках именно коку в ущерб всем остальным агрокультурам. И фактически, беря этих самых крестьян в рабство.
В итоге на момент начала нулевых Боливия представляла из себя агарную страну с 70% населения за чертой бедности. С большинством именно сельского населения.
Попытки свержения тогдашних властей происходили в стране регулярно, но часто максимально безуспешно. В 1967 году, например, со своими партизанами устроить революцию там пытался Эрнесто Че Гевара. Собственно, на Боливии его революционный поход и закончился летальным исходом. Однако в начале XXI века на политической сцене страны взошла новая «левая» политическая звезда – Эво Моралес.
Эво Моралес: национализация недр и много листьев коки
В 2006 году Моралес побеждает на выборах, опираясь на то самое крестьянское большинство, а его «Движение за социализм» тогда же набирает две трети в национальном парламенте. И побеждает Моралес с очень интересной программой. Один из ее пунктов вполне очевиден – национализация природных ресурсов с передачей всех активов нефтегазовых ТНК национальной боливийской корпорации Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos. Но это, что называется, посыл для вообще всего населения.
А вот для агарного большинства у Моралеса были заготовлены два козырных посыла: во-первых, нарастить производство листьев коки и сделать ее официальным национальным продуктом, а во-вторых, многократно усилить борьбу с наркотиками и наркокартелями.
Тут, конечно, можно подумать, что это какая-то шизофрения, но все куда интереснее. Моралес придерживается концепции, что сами по себе листья коки не просто безвредны, а обладают лекарственным эффектом. И их можно и нужно использовать в качестве сырья для изготовления лекарств, конфет, жвачек и прочей легальной продукции. А вот наркоторговлю нужно душить на корню.
И такие идеи крестьянам понравились. Правда, на практике эту концепцию реализовать не получилось. Рост наркотрафика из Боливии, в первую очередь в США, все эти годы стабильно растет. А еще Эво Моралес разорвал со Штатами соглашение о совместной борьбе с наркотиками поскольку, по его мнению, Вашингтон «использовал это соглашение в политических целях».
Вполне понятно, что в Штатах от таких резких изменений в политике Боливии никакого восторга не испытали. И стали готовить эту страну к еще одному государственному перевороту. И он произошел в 2019 году. Правда, наверное, это был самый странный переворот в истории Боливии, если не вообще всего мира.
Переворот без переворота
В 2019 году в Боливии проходят выборы. Традиционно на них побеждает Эво Моралес и его «Движение за социализм». Но внезапно в Ла-Пасе и ряде других регионов страны вспыхивают «стихийные» протестные митинги. Народ требует пересмотра результатов плебисцита, потому что внезапно им не верит. Постепенно митинги перерастают в беспорядки, столкновения с силовиками и прочую «веселуху», которая характерна для Южной Америки.
Дабы все это прекратить в стране назначается новая кампания, которая получила название «Всеобщие выборы в Боливии», которые состоялись 18 октября 2020 года. Выбирали на них одновременно президента, премьер-министра и обе палаты парламента целиком.
При этом, с одной стороны, внешние наблюдатели и эксперты все эти годы вещали про то, что режим Моралеса тираничен и авторитарен, а Боливия все дальше скатывается в экономическую пропасть под властью «Движения за социализм». Но на «Всеобщих выборах», которые позиционировались, как максимально честные и независимые, как возможность для Боливии «избрать новый демократический путь», большинство снова набирает «Движение за социализм». А президентом становится ближайший соратник Моралеса Луис Арсе. И, как нетрудно догадаться, продолжает внутри- и внешнеполитический курс предыдущего президента. И даже несколько его усиливает. В июле 2023 года Боливия официально уведомляет Россию о желании вступить в БРИКС.
Более того, примерно тогда же, летом 2023 года становится известно о планах «Росатома» вложить в разработку боливийских литиевых месторождений 600 миллионов долларов.
И есть подозрения, что в Вашингтоне от таких результатов очередной «революции» в Боливии прямо-таки полыхало.
При этом, судя по всему, курс Арсе на сближение и с Россией, и с БРИКС – это стратегическая инициатива, поскольку, как мы видим, в 2024 году происходит попытка еще одного, теперь уже военного переворота.
Что в итоге?
В итоге международное сообщество, естественно, осудило действия Хуана Хосе Суньиги. Тот сейчас делает самые странные заявления. Например, о том, что его устроить «бутафорский переворот» попросил именно Арсе. Но это все «разговоры в пользу бедных». При этом, вновь раздались довольно громкие и аргументированные слова о том, что и в 2019, и в 2024 годах попытки мятежа были не стихийными и не сугубо внутренними. За обеими ситуациями могли стоять «вашингтонские кураторы», которые традиционно Латинскую и Южную Америку считают своим «задним двором» и рост пророссийских и антиамериканских настроений там для Штатов, как заноза в мягком подбрюшье.
Более того, в случае с Боливией, если «Росатом» реализует свой проект, то огромная часть западных ограничений, наложенных на высокие технологии и энергоносители для этих технологий, просто потеряют смысл. Потому, что 23 миллиона тонн лития в Боливии сводят все эти рестрикции к нулю.
Но это также означает, что Боливию могут в будущем ожидать новые попытки «революций» и «переворотов». Главное, чтобы режим Луиса Арсе был к этому морально и физически готов.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Источник: https://iatochka.news/