Найти тему

ПОГРАНИЧНЫЙ НАСТАВНИК — ПОЛКОВНИК ЮРИЙ КИСЛОВСКИЙ

Андрей МУСАЛОВ

Опубликовано в журнале «Ветеран границы». №3 – 2006 г.

Для многих поколений выпускников Алма-Атинского и Московского высших пограничных училищ полковник Юрий Григорьевич Кисловский является легендарной личностью. Большую часть своей жизни он посвятил делу служения Родине. И сейчас перешагнув восьмидесятилетний рубеж Юрий Григорьевич продолжает дело всей своей жизни.

Первый день Великой отечественной войны Юрий Григорьевич вспоминает так, как если бы это было вчера:

– 22 июня мы с товарищами, пошли в кино. Демонстрировалась какая-то патриотическая кинолента. Неожиданно все выбежали на улицу. На площади транслировалось выступление Молотова. Война! Помню, нас это не испугало. Ведь все предвоенные годы мы готовились к ней.

Юрий Кисловский с детства увлекался историей, военным делом, спортом. Он имел разряды по ряду спортивных дисциплин, был отмечен значками «Ворошиловский стрелок» и БГТО (их нельзя было купить, только получить за реально показанные результаты). Молодой Кисловский находил время и для общественной деятельности. Будучи секретарем комсомольской организации школы и членом бюро райкома комсомола, он организовывал военно-патриотические мероприятия.

-2

Однако война очень скоро проявила свой безжалостный лик. Семье Юрия Григорьевича довелось хлебнуть военного лихолетья. Первым ушел на фронт отец. Воевать ему пришлось недалеко от родного города – на «Миус-фронте». В феврале 1942 г. пришло страшное известие: при возвращении с задания разведгруппа, в которую входил отец, попала под обстрел. Погибли все. Юрий остался в семье за старшего. В 15-16 лет ему пришлось взвалить на себя заботу о матери и младших братьях. Ему хотелось отомстить за погибшего отца, за родную Луганскую область, захваченную врагом. Но возраст… В марте 1943 г., едва Кисловскому исполнилось семнадцать лет, он добровольцем ушел на фронт.

– Я попал в недавно сформированные войска связи НКВД. Это была 95-я рота 13-го полка правительственной связи. Подразделением командовал старший лейтенант Самойленко, грамотный офицер, отличный командир. В это время шла подготовка к сражению на Курской дуге. Поскольку мы входили в состав НКВД форму нам выдали пограничную. Сначала старого образца, с отложным воротником, а перед отправкой на фронт, заменили на новую.

С 26 июня 1943 г. Юрий Григорьевич оказался на передовой одной из самых грандиозных битв Второй мировой войны – сражения на Курской дуге. Связистам приходилось работать под сильным артиллерийским и пулеметным огнем, восстанавливать оборванные линии на самых ответственных участках обороны. Подразделение несло большие потери.

– Кто говорит, что на войне не страшно, тот говорит неправду, – замечает Юрий Григорьевич, – было страшно. Случалось, только что ты говорил со своим товарищем, и вот его уже нет в живых. Сознание словно отключалось. Возьмешь у погибшего то, что ему уже не понадобится: боеприпасы, продовольствие, и идешь дальше.

После того, как нашим войскам удалось выдержать страшный удар немцев, Брянский фронт пошел в наступление. Здесь связисты должны были поспевать за наступавшими войсками.

– Порой, мы даже опережали наступавшую пехоту, – вспоминает Кисловский. – Соревновались, кто раньше захватит опоры линий связи. Не обходилось и без стычек с отступавшими подразделениями немцев. Фашисты, отступая, минировали все подряд, в том числе – эти самые опоры. Часто связисты подрывались на минах. Так что и Юрию Григорьевичу, и его сослуживцам пришлось, осваивать «смежную» специальность – сапера. Мины были самые разные – нажимные, выпрыгивающие, мины-ловушки. Требовалось крайняя осторожность, чтобы не подорваться на очередном вражеском сюрпризе. За одно из таких разминирований Кисловский был награжден медалью «За боевые заслуги».

В сентябре 1943 года 95-ю роту передали в 11-й полк правительственной связи войск НКВД. Позже, в декабре, на ее основе был создан 258-й отдельный батальон правительственной связи (ОБПС). Его возглавил майор Х. Валеев. Как вспоминает Юрий Григорьевич, это был волевой, опытный командир, закончивший Военную академию связи имени С. Буденного. Он всегда заботился о подчиненных, старался избегать напрасных потерь. Под стать ему был и новый командир роты – лейтенант А. Рачков.

Между тем, война продолжалась. Нашим войскам приходилось сражаться за каждый метр пройденной земли.

– Если почитать современных историков, журналистов, то может создаться впечатление, что после 1943 года нашим солдатам победы давались легко, и на запад мы продвигались без особых трудностей, – размышляет Юрий Григорьевич. – Ничего подобного. Фашисты дрались с упорством и ожесточением, не считаясь с потерями. Это был опасный враг.

Каждый шаг на запад обходился дорогой ценой. Почти каждый день рота связи несла потери. В один из дней война настигла и Кисловского. От взрыва мины он получил сильнейшую контузию. Можно было отлежаться в госпитале, но Юрий не захотел отставать от своей роты и несмотря на контузию остался со своими боевыми товарищами. В составе 1-го, а затем и 2-го Белорусского фронтов, подразделение связистов, в котором воевал Кисловский, участвовало в освобождении западных областей России и Белоруссии: Орел, Брянск, Курск, Хелм, Брест.

Дорога на запад для красноармейца Кисловского измерялась не только в пройденных километрах, но и в километрах проложенных телефонных линий. 258-й ОБПС выполнял большую работу, обеспечивая бесперебойной связью самые важные участки фронта. Таща на себе бухты проводов, его солдаты постоянно шли вперед, невзирая на мины, налеты авиации и артиллерии. Чинили поврежденные участки, прокладывали новые. Только с января по август 1944 г. связисты батальона построили 308 км постоянных и 354 км шестовых линий связи, проложили свыше 800 кмвременных телефонных линий и свыше 560 постоянных, оборудовали 33 узла связи.

-3

В ноябре 1944 г. 258-й ОБПС был переведен в состав 9-й Отдельной бригады правительственной связи (ОБрПС).

Когда советские войска вышли к границе СССР, фашисты усилили сопротивление. Особо упорные бои развернулись в Восточной Пруссии. Подразделение, в котором служил Кисловский участвовало во взятии городов Нарев, Гнев, Староград, Анклам, Фридланд, Нойбрандебург, Лихен, Штральзунд, Гримлен, Демплин, Мальхин, Варен, Везенберг, Вальденбург, Данциг, Росток и Штеттин. За большой вклад в обеспечение связи 9-й ОБрПС было присвоено почетное наименование «Штеттинская».

– Особенно трудными оказались бои за порты Росток и Данциг, – вспоминает Юрий Григорьевич. – Здесь приходилось драться за каждую улицу, за каждый дом. На подступах к Данцигу немцам удалось подбить много наших танков – работа фаустников. Победа давалась дорогой ценой. Но мы стремились к этой победе!

В конце апреля 1945 г. войска 2-го Белорусского фронта встретились с союзниками. Надо заметить, что наши воины не особенно приветливо встретили американцев. Раздражала их обеспеченность всем необходимым, холеность. Словно они не воевали, а находились на параде.

В начале мая подразделение, в котором воевал Кисловский, перебросили в Берлин. Город поразил степенью разрушений. Несмотря на то, что война вот-вот должна была закончиться, в городе продолжали гибнуть люди.

– Помню, мы стояли в сквере неподалеку от рейхстага, – рассказывает Юрий Григорьевич: – Неожиданно неподалеку раздался мощный взрыв. Оказывается, взорвалось немецкое орудие большого калибра, немцы заминировали и его. Погибло много наших солдат.

В Берлине Кисловский встретил окончание войны.

-4

После войны Юрий Григорьевич продолжил службу в войсках НКВД. Он всячески старался развивать свои способности. Особенно много внимания он уделял спорту: сумел стать чемпионом НКВД по толканию ядра, занимал первые места в беге на 800 м, прыжках в высоту и длину, стрельбе из пистолета. У него был первый разряд по штанге, второй – по гимнастике. И все это несмотря на фронтовое ранение и контузию!

За отличные показатели Кисловскому было предложено поступить в училище войск НКВД в г. Орджоникидзе. В 1951 г., после его успешного окончания. Юрию Григорьевичу присвоили первое офицерское звание и направили в Багратионовск. Там находилось недавно созданное училище войск НКВД, которое с 1954 г. стало пограничным. Здесь готовили начальников застав со средним образованием. Будучи курсовым офицером, Юрий Григорьевич старался быть для курсантов примером во всем. Не секрет, что курсанты во многом стараются походить на своего первого командира. Поэтому Кисловский был не только командиром, но и педагогом. Готовя будущих начальников застав, он старался передавать весь свой опыт и знания. Однако знаний, полученных на фронте и в военном училище, не доставало, поэтому Юрий Григорьевич заочно прошел обучение в Калининградском государственном университете.

-5

По воспоминаниям сослуживцев, Кисловскому удалось стать одним из лучших курсовых офицеров. В училище ему доверяли наиболее трудных курсантов, с которыми не справлялись другие. Эти «трудные» благодаря стараниям Кисловского становились достойными офицерами.

Среди воспитанников Кисловского есть и заметные фигуры: генералы Я. Петровас, Е. Неверовский, В. Боганцев, Н. Бритвин. Командование училища не побоялось доверить молодому офицеру новые участки работы – он стал исполнять обязанности командира дивизиона…

Когда служил в Калининградской области Юрий повстречал свою будущую супругу – Валентину Романовну, ставшую для него надежной спутницей жизни.

А 1958 г., за успехи в деле воспитания будущих офицеров, Кисловский был направлен в Москву для обучения в Высшей школе КГБ. Здесь для любознательной натуры Юрия Григорьевича открылось большое поле деятельности. Он жадно черпал знания из всех возможных источников не только на занятиях, но и во внеучебное время. Учителями Кисловского стали многие крупные ученые: В. Бовыкин, О. Волобуев, Б. Рыбаков, Л. Черенин и другие. Особенно слушателя Кисловского увлекла история. Он вступил в военно-исторический кружок. Юрий Григорьевич учился критически оценивать исторический опыт, работать с документами и историческими фактами. Позже многие из тех, кто входил в тот военно-исторический кружок, стали известными учеными и педагогами. Достойное место среди них занял профессор Ю. Кисловский.

-6

После окончания военного факультета Высшей школы КГБ Юрий Григорьевич мечтал продолжить службу на Камчатке. Но судьба распорядилась иначе. Его направили в Алма-Ату, в высшее пограничное командное училище имени Ф.Э. Дзержинского на должность курсового офицера. Затем стал командовать дивизионом курсантов. В те годы происходили изменения в подходе к воспитанию и подготовке военных кадров. Будущие офицеры теперь получали не среднее, как прежде, а высшее образование. Фактически в Алма-Атинском училище формировалась будущая элита пограничных войск. В связи с этим необходимо было поднять на новую высоту не только военную подготовку курсантов, но и их общеобразовательный уровень. Поэтому Юрий Григорьевич продолжил самообразование, стремясь предстать в глазах подчиненным достойным наставником. Его дивизион был одним из лучших по многим показателям. В течение трех лет подчиненные Кисловского становились лучшими в спорте.

В мирное послевоенное время Юрию Григорьевичу пригодился фронтовой опыт. Во второй половине 60-х гг. годов размеренная жизнь военного училища была нарушена обострением обстановки на границе СССР и Китая.

Кисловскй получил приказ с дивизионом курсантов отправиться на усиление границы. Его подразделение прикрывало стыковой участок границы между двумя заставами. Граница проходила по горам. Курсанты стойко переносили все лишения, связанные с высокогорьем: холод, разреженный воздух, недостаток обеспечения. Наряды несли службу на горной тропе, вплотную подходившей к китайской территории. Юрий Григорьевич вспоминает:

– Бывало, наши наряды встречали китайские. Китайцы вели себя агрессивно, вызывающе. Как-то они демонстративно изготовились к открытию огня. Я также дал команду: «К бою!». Некоторое время так и лежали друг напротив друга, держа пальцы на спусковых крючках. Нервы были у всех на пределе. К счастью, роковые выстрелы так и не прозвучали.

Успехи Юрия Григорьевича как наставника были замечены руководством училища – ему предложили стать преподавателем. К тому времени Кисловский закончил заочно аспирантуру на историческом факультете МГУ, где подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме подготовки военных кадров.

Новое дело открывало новую страницу в жизни Юрия Григорьевича. Он старался всесторонне готовиться к проведению занятий, дабы дать обучаемым гораздо больше, нежели это предусматривалось учебной программой. Стараниями Кисловского курсанты училища активно занимались в многочисленных кружках. Кроме того, будучи секретарем бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ), Юрий Григорьевич делал все возможное, чтобы раскрывались новые таланты. Благодаря такому подходу, в БРИЗе было создано множество изобретений. Многие из них отправлялись на всесоюзные конкурсы, где занимали призовые места.

-7

Одной из заслуг Юрия Григорьевича в период его преподавания в Алма-Атинском пограничном училище – стала организация и развертывание здесь научной работы. До этого к подобной деятельности в пограничных училищах относились как к второстепенной. Кисловский сумел доказать, что будущий офицер-пограничник может стать частью интеллектуальной элиты общества. Юрий Григорьевич организовал проведения в училище научных исследований, привлек к новому делу многих офицеров. В ходе научных исследований разрабатывались актуальные темы по проблемам охраны границы и партийно-политической работы. Кафедра марксизма-ленинизма, которую возглавлял Кисловский, вскоре стала научным центром. В те годы в Алма-Ате было всего лишь несколько заведений, занимавшихся наукой. Появление нового научного центра для общественности города стало неожиданностью. Юрий Григорьевич приложил немало усилий, чтобы ученых из пограничного училища приняли и оценили в научных кругах столицы Казахстана. Более того, было организовано взаимодействие между учеными училища и других вузов города. Офицеры-пограничники, участвовавшие во всех научных мероприятиях, демонстрировали высокий уровень подготовки.

Благодаря постоянному расширению и повышению уровня научной деятельности, в конце 60-х гг. Алма-атинское высшее пограничное училище стало не только кузницей офицерских кадров, но и центром подготовки высококлассных преподавателей. За большие успехи в этом деле Юрий Григорьевич был отмечен орденом «За службу Родине» 3-ей степени. Вскоре ему было предложено возглавить научно-исследовательскую лабораторию. Эта лаборатория стала уникальным центром, в котором проводилось множество научных исследований, осуществлялась подготовка кандидатов наук из числа офицеров-пограничников.

-8

В 1979 г. Юрий Григорьевич был назначен на должность заместителя начальника Московского высшего пограничного командного училища имени Моссовета по научной работе. За десять лет пребывания на этой должности Юрий Григорьевич осуществил ряд заметных преобразований. Была проведена организационная работа и усовершенствована штатная структура училища, создана адъюнктура, сложилась система подготовки научно-педагогических кадров. Полковник Кисловский руководил научными исследованиями и подготовкой методической и учебной литературы. За эти годы под его руководством было издано около 30 научных работ, четыре учебника, более десяти научных пособий, книг и очерков. В 1987 г. монография «Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания курсантов высших пограничных училищ» получила одну из премий на конкурсе научных работ вузов пограничных войск.

Проводя научную работу в Московском высшем пограничном училище, Юрий Григорьевич постарался не ограничиваться одним учебным заведением. Он сумел наладить взаимовыгодное сотрудничество с учеными из других высших военно-учебных заведений столицы и страны: Высшей школы КГБ, Военно-политической академии имени В.И. Ленина, Военной академии имени М.В. Фрунзе и ряда других вузов. Благодаря помощи коллег в училище был использован академический опыт организации научной деятельности. За десять лет в адъюнктуре Московского высшего пограничного училища было подготовлено более 120 кандидатов и 6 докторов наук. Для 20 из них научным руководителем выступил лично Юрий Григорьевич. За это время существенно возрос уровень научной работы на всех кафедрах. В училище был подготовлен и выпущен большой спектр научных трудов, учебников, учебно-методических пособий. По ним происходило обучение многих поколений будущих офицеров.

Надо заметить, что в те годы руководство КГБ и Политическое управления Пограничных войск осознавали необходимость пополнения пограничных войск высокообразованными научными кадрами. Поэтому научная деятельность полковника Кисловского получала постоянную поддержку со стороны руководства. Опыт работы по проведению научной деятельности и подготовки научных кадров постоянно обобщался и даже находил отражение в приказах КГБ СССР.

В 1989 г. Юрий Григорьевич вышел на заслуженный отдых. Однако, он продолжил свою преподавательскую деятельность. Государственный таможенный комитет при совете министров СССР пригласил профессора Кисловского для участия в создании Института переподготовки и повышения квалификации. Несмотря на перестроечное время, развал СССР и другие перипетии, при деятельном участии Юрия Григорьевича новый вуз был создан. Не останавливаясь на достигнутом, Кисловский сумел создать в институте научную базу, организовать выпуск учебной, методической и научной литературы. Свыше десяти лет, щедро делясь знаниями со своими учениками, Юрий Григорьевич остается одним ведущих преподавателей института.

Несмотря на загруженность в качестве преподавателя, Юрий Григорьевич не забывает о научной деятельности. Его труды носят современный и практический характер. Ряд его исследований посвящен проблемам обеспечения экономической безопасности России, вопросам противодействия терроризму. Большая внимание он уделяет своему любимому предмету: истории пограничных войск. Так к 60-й годовщине Великой Победы была издана его книга «Победа зарождалась в боях на границе», посвященная роли воинов-пограничников в Великой Отечественной войне. Книгу Юрий Григорьевич издал за свой счет. Другое его художественно-публицистическое произведение – «Июнь-41», было удостоено литературной премии «Золотой венец границы».

-9

Оглядываясь назад, Юрий Григорьевич может смело сказать, что прожил достойную жизнь. В ней было участие в Великой Отечественной войне, многолетняя служба в пограничных войсках, научная деятельность. За свой труд полковник Ю. Кисловский награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени, а также рядом медалей. Кроме того, Юрий Григорьевич был удостоен ряда почетных званий. В 1975 г. ему присвоили звание «Заслуженный деятель науки Казахской ССР», в 1999 г. – «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 2004 г. – «Почетный таможенник России».

Как и для любого наставника, для профессора Кисловского самым важным стали успехи его учеников. Всего под руководством Юрия Григорьевича было защищено сорок девять кандидатских и девять докторских диссертаций. Шестнадцать его воспитанников стали генералами, больше ста – полковниками. Многие из них выдвинуты на различные руководящие должности. Два воспитанника были удостоены звания Героя Советского Союза. И каждый из тех, кто получал знания от Юрия Григорьевича, может сказать своему наставнику: «Спасибо за науку!»