Уильям Гибсон по праву считается основателем жанра киберпанк, вложившим в это понятие не только внешнюю оболочку (которой частенько пользуются до сих пор, несмотря на то, что жанр киберпанка умер еще в конце 80-х), но и сложное философское наполнение, построенное на страхе перед технологиями и выраженное в знаменитом High Tech Low Life. Но сегодня мы говорим не о жанре в целом, а о вселенной, выстроенной Уильямом Гибсоном в своей знаменитой трилогии "Киберпространство" и сборнике рассказов "Сожжение Хром".
Как и многое другое в киберпанке, время действия не имеет во вселенной Гибсона никакого значения. Это недалекое будущее, в котором все еще существует СССР, а Япония находится на пике своего величия. Сейчас подобное мироустройство принято называть альтернативной реальностью, но во времена написания романов (начало 80-х) тенденции были именно таковы. Советский Союз был все еще силен и ничто не предвещало распада, в то время как японская экономика вышла на пик своего расцвета и медленно но верно поглощала США. На фоне всего этого стремительно развивались компьютерные технологии, а мир понемногу шагал к ядерной конфронтации. Таким образом, описанный мир будущего - это мир настоящего для Гибсона, где некоторые вещи приобрели гротескные формы.
В киберпанковском мире будущего была Третья мировая война. Но в ней не оказалось победителей, хотя итоги войны не смоли не сказаться на обществе. Война между США и СССР была не столько ядерной, сколько кибернетической, что дало мощный толчок развитию как официальных, так и подпольных технологий. Новые наркотики, импланты, средства массового убийства, протезы, компьютерные вирусы - все прошло проверку войной и прочно укоренилось на теневом рынке. Война не привела к гибели СССР, напротив, его позиции укрепились и позволили получить контроль над огромными ресурсами и выиграть космическую гонку ("Красная звезда, зимняя орбита"). В тоже время США оказались в сложной ситуации. Правительственный кризис привел к двум неприятным последствиям: 1.Сепаратизму, отколовшему Техас и Калифорнию ("Осколки голографической розы"), 2.Фактическому уходу государства на второй и даже третий план и передача власти корпорациям (в основном японским) и мафии (в основном японской) ("Мона Лиза овердрайв").
США в мире Гибсона - пытающаяся справиться с последствиями войны раздираемая противоречиями и конфликтами страна. Запертое в огромных мегаполисах население, корпоративные войны, вездесущая якудза, утрата ядерной энергетики в пользу солнечных воздушных шаров, сепаратизм. Последствия конфликта видны повсюду и часто становятся основой для личных трагедий и куда более масштабных событий ("Нейромант").
При всем при этом никуда не исчезли космические технологии. Довольно успешно обжита орбита Земли, но жизнь на ней мало отличается от земной. Огромный космический город, владение династии Тесье-Эшпулов Фрисайд ("Нейромант") и Космоград ("Красная звезда, зимняя орбита") бывшая станция СССР, обжитая беженцами из США. Космические полеты в этом мире не сделали человечество лучше, они лишь расширили рамки Земли.
В мире Гибсона мы видим зарождение искусственного интеллекта с моралью, чуждой человеческой. Поначалу их два, но позже мы узнаем о еще одном - внеземном, существующем в на Альфа Центавра. И в отличие от утратившего цель существования человечества, ИИ продолжает развитие в одному ему известном векторе.
Что до человека, типичными представителями рода тут представлены тот же Джинни-мнемоник (эгоистичный и меркантильный курьер, озабоченный лишь выгодой и спасением собственной жизни) и Кейс (наркоман, убийца и хакер-наемник, пытающийся вернуть себе здоровье и продолжить свой незаконный бизнес).
Вселенная, построенная Гибсоном, честна, правдива и безмерно жестока. Она заложила основы видения мира в реальности киберпанка, от которых литература и кино ни разу не отошли.
Что посмотреть:
- Джонни-мнемоник (фильм 1995г.);
- Отель "Новая роза" (фильм 1999г.).
Что почитать:
- "Нейромант" (роман 1984г.)
- "Граф Ноль" (роман 1986 г.)
- "Мона Лиза Овердрайв" (роман 1988 г.)
- "Сожжение Хром" (сборник рассказов)