Найти тему
Михаил Никольский

Противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM

Во время войны во Вьетнаме американская авиация достаточно широко применяла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт». Обе ракеты обладали существенными недостатками: малой дальностью действия, недостаточно высокой скоростью полета, узкий рабочий диапазон частот ГСН, при выключении РЛС происходил срыв захвата ГСН. В 1969 г. авиация ВМС инициировала разработку новой сверхзвуковой противорадиолокационной ракеты, ставшей известной как AGM-88 HARM (High-speed Anti-Radiation Missile).

Большую часть НИОКР по новой противорадиолокационной ракете выполнили специалисты Центра морских авиационных вооружений (Naval Air Warfare Center) на авиабазе Чайна-Лэйк и фирмы «Texas Instruments». На разработку, испытания и доводку изделия ушло 15 лет. Первые испытательные пуски ракеты были выполнены в 1976 г. Спустя шесть лет, в марте 1983 г., МО США санкционировало серийное производство УР AGM-88А.

Ракеты AGM-88 являются самыми массовыми противорадиолокационными ракетами в истории авиации – с 1983 г. изготовлено 25 – 30 000 таких УР трех модификаций: AGM-88А/В/С. Ракеты AGM-88А выпускались с 1983 по 1987 г., AGM-88B – с 1987 по 1993 г., AGM-88C – с 1993 г. Ракеты HARM экспортированы в Австралию, Бахрейн, Грецию, Германию, Египет, Израиль, Испанию, Италию, Катар, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Тайвань, Турцию, Южную Корею, Японию. Отдельный случай - это поставки УР AGM-88 Украине.

УР AGM-88 под брюхом "Торнадо" бундеслюфтвафе.
УР AGM-88 под брюхом "Торнадо" бундеслюфтвафе.

Ракеты всех модификаций имеют одинаковые размеры – длинна 4,17 м, диаметр корпуса 25 см. Масса ракеты - примерно 360 кг. Ракета развивает максимальную скорость 2300 км/ч. Дальность полета колеблется от 25 до 80 км в зависимости от высоты полета и угла тангажа носителя при выполнении пуска. Круговое вероятностное отклонение от цели составляет в зависимости от модификации ракеты от 9 м («А» и «В») до менее 1 м («С»).

Конструкция и компоновка ракеты ничем не отличаются от многих подобных изделий: длинный цилиндрический корпус с Х-образным крылом в средней части и хвостовым оперением. Плоскости крыла выполнены цельповоротными, поверхности хвостового оперения неподвижны. Управление полетом ракеты осуществляется поворотом плоскостей крыла.

-3

В носовой части ракеты под радиопрозрачным обтекателем размещена ГСН в составе двух антенн, широкополосного приемника и процессора обработки сигнала. Непосредственно за ГСН находится боевая часть, затем отсек системы управления с приводами плоскостей крыла. Примерно половину корпуса ракеты занимает твердотопливный реактивный двигатель Thiokol-780, имеющий два режима работы - стартовый и маршевый.

Система наведения ракеты комбинированная, с использованием инерциальной навигационной системы и пассивной радиолокационной ГСН. На модернизированных ракетах AGM-88B и на всех ракетах AGM-88C установлены приемники спутниковой навигационной системы GPS. Приемник GPS позволяет выполнять пуск ракеты по цели с заранее известными координатами, как обычной УР воздух-поверхность. Кроме того, приемник GPS повышает вероятность поражения РЛС, прекратившей работу на излучение.

Запоминающее устройство ракеты AGM-88A имело ограниченную емкость, а, главное, его элементной базой служила намагниченная проволока. Изменить информацию, заложенную в такую память, было возможно только в заводских условиях. Ракета настраивалась на поражение РЛС нескольких определенных типов, перенастроить память ГСН в боевых условиях представлялось делом совершенно невозможным. На ракете AGM-88В появилось электронное запоминающее устройство EEPROM (Electronically Erasable/Programmable, Read-Only Memory), перепрограммируемое в условиях авиабазы/авианосца.

ГСН ракеты определяет только направление (азимут и угол места) на источник электромагнитного излучения. Полоса пропускания ГСН ракет AGM-88A/B – от 0,7 до 18 ГГц. ГСН ракеты AGM-88С работает в диапазоне от 0,5 до 20 ГГц. Совершенствование ГСН шло в направления расширения полосы рабочих частот и повышения чувствительности и помехозащищенности.

Боевая часть ракет AGM-88 всех модификаций весит одинаково 66 кг. БЧ WDU-21/B ракет AGM-88A/B содержала 25 000 стальных поражающих элементов. Ракета AGM-88C оснащена БЧ WDU-37/B с 12 845 поражающими элементами в виде вольфрамовых кубиков с длинной ребра 5 мм. Один вольфрамовый поражающий элемент с расстояния 6 м пробивал стальную пластинку толщиной 12,7 мм и бронелист толщиной 6,5 мм. БЧ одной ракеты, как считается, более чем достаточно для гарантированного вывода из строя антенны РЛС и нанесения значительного ущерба посту управления. БЧ при подрыве гарантированно уничтожает электронное оборудование самой ракеты.

Параллельно с совершенствованием «железа» велось обновление программного обеспечения. Исходное ПО устанавливалось на ракетах AGM-88А/В блок I. Ближе к концу 80-х гг. ракеты моделей «А» и «В» получили обновленное ПО, после чего в их обозначении появился индекс блок II. Третья версия ПО блок III устанавливалась с 1990 г. только на ракетах AGM-88ВI; в этом случае переустановка ПО преследовала цель, прежде всего, обеспечить ГСН захват РЛС новых типов, появившихся на вооружении СССР и его союзников. ПО блок IV установлено на ракетах AGM-88C. В конце 90-х гг. появилось ПО блок V, обеспечивающее захват ГСН не только работающих РЛС, но также передатчиков помех. ПО блок VI разработано в начале 2000-х гг. в рамках международной программы совершенствования ракеты HARM. Уменьшение КВО ракеты с 9 до 1 м достигнуто благодаря совершенствованию ПО в большей, чем модернизацией электронного «железа» и ГСН, степени.

Ракета AGM-88 создавалась как один из компонентов авиационного комплекса SEAD (Suppression of Enemy Air Defenses, подавление ПВО противника). Второй компонентой являлась бортовая система AN/APR-38. Система AN/APR-38 во многом аналогична системам радиотехнической разведки, она служит для обнаружения, пеленгации и идентификации радиолокаторов. От бортовых приемников предупреждения о радиолокационном облучении система AN/APR-38 отличается расширенным рабочим диапазоном частот, способностью идентифицировать работающие РЛС и определять параметры рабочих сигналов, повышенной чувствительностью приемника, что позволяет фиксировать работу РЛС на излучение с больших дистанций. Система AN/APR-38 способна одновременно работать по 15 РЛС.

В 1986 г. появились более совершенные система AN/APR-47. Система AN/APR-47 позволяла отслеживать работу до 30 РЛС разного типа и автоматически выделять радар, представляющий наибольшую опасность.

Носителями ракет AGM-88A в ВВС США стали специализированные самолеты F-4G «Wild Weasel», в морской авиации – самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер», истребители-бомбардировщики F/A-18C/D «Хорнет» и штурмовики А-7Е «Корсар II». В 2024 г. единственным носителем ракет HARM в ВВС США являются самолеты F-16C блок 50/52 (F-16CJ). В авиации ВМС и КМП США УР HARM интегрированы в СУВ истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F «Супер Хорнет» и самолетов РЭБ EA-18G «Гроулер». УР AGM-88 интегрированы также в СУВ самолетов F-4EJ воздушных сил самообороны Японии, истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS/ECR ВВС Италии и Германии.

Пуск УР AGM-88A с самолета РЭБ ЕА-6В из эскадрильи VMAQ-3, 1986 г.
Пуск УР AGM-88A с самолета РЭБ ЕА-6В из эскадрильи VMAQ-3, 1986 г.
F-4G из 35-го тактического истребительного авиакрыла с двумя УР AGM-88A, "Буря в Пустыне", 1991 г.
F-4G из 35-го тактического истребительного авиакрыла с двумя УР AGM-88A, "Буря в Пустыне", 1991 г.
Пуск УР AGM-88 с самолета F-4G, конец 80-х - начало 90-х гг.
Пуск УР AGM-88 с самолета F-4G, конец 80-х - начало 90-х гг.

На «Фантоме» блоки системы AN/APR-47 размещались вместо пушки в контейнере под носовой частью фюзеляжа. На F-16 свободные объемы под спецаппаратуру отсутствовали в принципе, поэтому под новый «Wild Weasel» пришлось создавать контейнерную систему AN/ASQ-123 HARM HTS (HARM Targeting System). Контейнер с системой AN/ASQ-123 подвешивается на любом из двух пилонов, расположенных по бокам воздухозаборника двигателя. Система AN/ASQ-123 не только пеленгует работающие РЛС, но и определяет их местоположение с привязкой к координатам GPS. Координаты посредством аппаратуры обмена информации Link-16 могут транслироваться на любой ударный самолет, оснащенный модулями Link-16. Удар по РЛС в этом случае возможно наносить любыми управляемыми авиационными средствами поражения класса воздух-поверхность, а пуск УР AGM-88A в наиболее эффективном режиме способен выполнять самолет, не оснащенный системой AN/ASQ-123.

Контейнер AN/ASQ-123, музей авиабазы Эглин.
Контейнер AN/ASQ-123, музей авиабазы Эглин.
Пуск УР AGM-88 с F-16C блок 30 из 416-й испытательной эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Эдвардс, 90-е гг.
Пуск УР AGM-88 с F-16C блок 30 из 416-й испытательной эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Эдвардс, 90-е гг.
Пуск УР AGM-88С с F-16 блок 52 из 389-й эскадрильи, 1999 г.
Пуск УР AGM-88С с F-16 блок 52 из 389-й эскадрильи, 1999 г.

Пуски всех модификаций ракеты AGM-88 выполняются в одном из двух режимов.

Основным режимом является пуск по работающей РЛС с известными координатами (POSition known, POS); в этом случае первичная информация выдается аппаратуре ракеты от самолетной системы пеленгации и целеуказания (AN/APR-47, AN/ASQ-123 или их аналогов). Дальность пеленгации работающей РЛС у бортовой системы значительно выше, чем у ГСН ракеты, поэтому пуск возможно выполнять на большом удалении от цели. На начальном и среднем участке траектории ракета управляется по сигналам инерциальной навигационной системы с возможностью коррекции маршрута по данным аппаратуры носителя. На конечном участке полета управление полетом ракеты осуществляется по сигналам от ГСН.

Второй режим (HARM as Sensor, HAS) предусматривает выполнение пуска по РЛС, координаты которой не установлены. В режиме HAS, как следует из его названия, основным источником информации, необходимой для наведения ракеты, является ГСН самой ракеты. Большинство пусков ракет AGM-88 в боевых условиях выполнялось в режиме HAS – так называемые «упреждающие» удары, когда по району предполагаемой дислокации РЛС запускалось несколько ракет одновременно в надежде на захват источника излучения ГСН хотя бы одной ракеты.

Режимы POS и HAS прописаны в наставлении по боевому применению самолета F-16CJ, однако в разнообразных «литературных» описаниях их достаточно часто дополняют еще двумя режимами. Дополнительные режимы, по сути, являются частными случаями режимов POS и HAS. Ракеты AGM-88C в режиме POS способна поразить работающую РЛС, получая целеуказания не от носителя, а от внешнего источника через аппаратуру обмена информацией Link-16; возможен и пуск вообще по любой наземной цели с известными координатами, как обычной УР воздух-поверхность с коррекцией по GPS. В режиме HAS иногда выделяют режим самообороны. В этом режиме команда на пуск ракеты AGM-88 выдается в полуавтоматическом режиме аппаратурой бортового комплекса обороны, зафиксировавшего работу РЛС наведения ракетного оружия; захват РЛС выполнят ГСН ракеты до пуска.

Ракеты AGM-88А/B/C не обеспечивают поражение своевременно выключенных РЛС. Этот принципиальный недостаток частично нивелирован установкой на модернизированных ракетах AGM-88B и AGM-88C приемников GPS. Частично, поскольку координаты источника излучения определяются при пеленгации с недостаточной точностью. GPS приведет ракету в току с заданными координатами, однако не факт, что координаты этой точки и координаты РЛС совпадут.

Противорадиолокационные ракеты в принципе невозможно оборудовать системой «свой – чужой». Отчасти по причине военно-политических коллизий, когда противник располагает американскими комплекс; в 1991 г., к слову, авиация США действовала по ЗРК «Хок» вооруженных сил Ирака. Есть и другая причина, сугубо техническая. РЛС противников и союзников работают на близких частотах, уверенное наведение на конкретную РЛС возможно в случае пуска ракеты в идеальных условиях (по оси основного лепестка диаграммы направленности, значительная мощность излучаемого сигнала) или с коррекцией траектории полета ракеты от внешнего источника. Командующий ВВС НАТО в Южной Европе генерал-лейтенант Майкл Шорт сравнил как-то запущенную ракету AGM-88 с бешеной собакой: она, подобно «mad dog’у», не станет разбираться кто свой, а кто чужой – любого покусает. Случаи удара по своим имели место в каждом вооруженном конфликте, где УР AGM-88 применялись массово.

Первый зафиксированный случай «дружественного» пуска относится к операции «Буря в Пустыне». Правда, в этой истории прекрасны обе стороны. F-4G сопровождал B-52G с/н 58-0248. Экипаж «Фантома» принял работу РЛС наведения хвостовой стрелковой установки AN/ASG-15 бомбардировщика за излучение РЛС наведения иракской зенитной артиллерии. Воздушный стрелок В-52G (на «G» сей исторический персонаж присутствовал), в свою очередь, разглядел в «Фантоме» иракский МиГ. РЛС, поэтому, стрелок выключить и не подумал. «МиГ» атаковал «иракскую РЛС». Ракета AGM-88 поразила цель прямым попаданием. Хвостовая часть бомбардировщика стала напоминать решето, однако серьезных повреждений самолет не получил, ни один их членов экипажа не был ранен.

B-52G благополучно вернулся на базу в Саудовской Аравии, спустя недолгое время самолету присвоили почетное наименование «In HARM's Way». Этот случай наглядно продемонстрировал насколько легко ГСН ракеты AGM-88A/B замыкалась на произвольную РЛС и как сложно осколочной БЧ нанести серьезные повреждения солидному объекту. Как следствие инцидента с В-52 или просто звезд так сошлись, но в сентябре 1991 г. глава Стратегического авиационного командования ВВС США принял решение о деактивации хвостовых стрелковых точек на всех самолетах В-52. Борт 58-0248 отремонтировали, но после ремонта он эксплуатировался недолго - в январе 1994 г. этот В-52G выполнил свой последний полет на аэродром базы хранения Дэвис-Монтан.

Весной 1999 г. в ходе операции «Союзническая Сила» налетах на Югославию, шесть ракет AGM-88, запущенных над Косово, навелись на источники излучения, находившиеся в Болгарии. Жертв не было, чего нельзя сказать о разрушениях. В 2003 г., во время второй «Бури в Пустыне», ракеты HARM трижды поражали «дружественные цели», одной из которых оказался ЗРК «Пэтриот»; РЛС этого ЗРК восстановлению не подлежала.

F-4E и B-52G, начало 90-х гг.
F-4E и B-52G, начало 90-х гг.

Снизить вероятность «дружественного удара» попытались методически. Экипажи самолетов SEAD в 1991 г. сразу после поражения ракетой HARM бомбардировщика получили указание перед пуском ракеты орать в эфире волшебное слово «Magnum!!!». Слово «Magnum» звучало в 90-е гг. над Балканами, а в начале 2000-х гг. над Ираком. Методическое волшебство, где-то кому-то вероятно помогло, но не всем, не везде и не всегда – болгары и расчет ЗРК «Пэтриот» тому свидетели.

Установка на ракетах AGM-88 приемника GPS во многом вызвана желанием технически ограничить зону поражения. Штатный подрыв БЧ ракеты возможен только в зоне, границы которой введены в память БРЭО ракеты. При выходе за пределы зоны ракета самоликвидируется, координаты зоны контролируются по GPS.

Приемники спутниковой навигационной системы первой должна была получить модификация AGM-88D. Разработка этой модели началось в 1996 г., но в 2002 г. работы свернули.

ВВС США пошли по пути модернизации ракет AGM-88В/C новой системой управления HCSM (HARM Control Section Modification; ИНС + приемник GPS) до уровня AGM-88F. Контракт на модернизацию примерно 1000 ракет AGM-88В/C в вариант AGM-88F ВВС США заключили с фирмой «Рейтеон» в 2018 г. Ракеты AGM-88F заказали Бахрейн, Катар и Тайван, общий объем заказа оценивается в 650 единиц. В ВВС США носителями УР AGM-88F являются самолеты F-16C/D и F-15E.

ВМС предпочли радикально улучшенный вариант AGM-88E AARGM (Advanced Antiradiation Guided Missile) разработки фирмы «Орбитэл-АТК» (с 2020 г. «Нортроп – Грумман»). В 2005 г. к программе AGM-88E присоединилась Италия.

F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-23 авиации ВМС США с подвешенной ракетой AGM-88E, 2012 г.
F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-23 авиации ВМС США с подвешенной ракетой AGM-88E, 2012 г.
F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-23 авиации ВМС США с двумя ракетами AGM-88E, 2014 г.
F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-23 авиации ВМС США с двумя ракетами AGM-88E, 2014 г.
-13
Синхронный пуск УР AGM-88E самолетами F/A-18F из эскадрильи VAQ-209, район о. Гуам, 2022 г.
Синхронный пуск УР AGM-88E самолетами F/A-18F из эскадрильи VAQ-209, район о. Гуам, 2022 г.
Макет УР AGM-88E AARGM на фоне F-16 блок 52 ВВС Польши, авиабаза Ласк, 2015 г.
Макет УР AGM-88E AARGM на фоне F-16 блок 52 ВВС Польши, авиабаза Ласк, 2015 г.
Макет УР AGM-88E AARGM на фоне F-16 блок 50 из 480-й истребительной эскадрильи ВВС США, Ле-Бурже, 2023 г.
Макет УР AGM-88E AARGM на фоне F-16 блок 50 из 480-й истребительной эскадрильи ВВС США, Ле-Бурже, 2023 г.
Ракеты AGM-88E на самолете "Торнадо" ECR ВВС Италии.
Ракеты AGM-88E на самолете "Торнадо" ECR ВВС Италии.

В дополнение к пассивной ГСН на ракете AGM-88E установлена активную радиолокационную ГСН миллиметрового диапазона. Первые испытательные пуски ракет AGM-88E были выполнены с истребителя-бомбардировщика F/A-18F в 2012 г., в 2013 г. пуски выполнялись с самолетов авиации ВМС США и истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» ECR ВВС Италии. Испытания ракеты AGM-88E были завершены в 2017 г. с опозданием минимум на три гола – в 2002 г. достижение ракетой состояния первоначальной боеготовности планировалось на сентябрь 2014 г. В ходе испытаний было выполнено около ста практических пусков УР AGM-88E блок 0. Носителями ракет AGM-88E являются самолеты F/A-18E/F и EA-18G, F-35 всех модификаций. В 2019 г. УР AGM-88E заказала Германия, в 2022 г. – Австралия. Массогабаритные параметры и летные характеристики ракеты AGM-88E отличаются от данных ракет AGM-88 более ранних вариантов незначительно. К январю 2020 г. фирма «Нортроп-Грумман» собрала 1000 УР AGM-88E.

В 2016 г. министр обороны США Эштон Картер в 2016 г. впервые публично объявил о планах разработки противорадиолокационной ракеты AARGM-ER (Advanced Anti-Radiation Guided Missile-Extended Range. Ракету AARGM-ER при желании можно считать глубокой модификацией УР AGM-88, тем более, что индекс в обозначении остался прежним, а поменялась только буква – AGM-88G. УР AGM-88G продолжает линию развития ракеты HARM, но все же это в большей степени новое изделие.

Габаритные размеры ракет модификаций А/В/С/D/Е/F не менялись. Размеры УР AARGM-ER выбирались с учетом возможности размещения ракеты во внутренних отсеках вооружения самолета F-35. AGM-88G короче ракет предшествующих вариантов на 11 см (длинна корпуса 4,06 м против 4,17 м), зато диаметр корпуса на 6 см больше (33 см против 25 см). Размах рулей ракеты - 66 см, размах крыла более ранних УР AGM-88 – 1,13 м. Масса ракеты AGM-88G 467 кг (против 360 кг).

-18
-19

У ракеты AGM-88G пересмотрена аэродинамическая схема. Вдоль всего корпуса сделано два длинных неподвижных крыла-наплыва очень небольшого размаха. Поверхности хвостового Х-образного оперения выполнены цельноповоротными. Изменение аэродинамической схему повлекло за собой изменение системы управления, поскольку ракеты AGM-88А/В/С/D/Е/F управляются на траектории поворотом плоскостей Х-образного крыла, а ракета AGM-88G – поворотом поверхностей хвостового оперения. Считается, что новая аэродинамическая схема способствует снижению радиолокационной заметности ракеты.

Компоновка ракеты особых изменений не претерпела, лишь поменялись местами БЧ и отсек БРЭО. В носовой части установлена пассивно-активная ГСН WGU-48/B, аналогичная ГСН УР AGM-88E. Обновленное программное обеспечение позволяет ГСН захватывать как излучающие, так и радиоконтрастные цели вроде кораблей или пусковых установок ЗРК. За отсеком ГСН размещен отсек БРЭО. Система управления скоплексирована с инерциальной навигационной системой и приемником GPS. Дальше к хвостовой части находится БЧ WDU-37/B, такая же, как на УР AGM-88C/E/F. Увеличенная до примерно 300 км дальность полета обеспечена новым РДТТ, занимающим больше половины длинны корпуса ракеты.

Очевидно, что ракета AGM-88G, благодаря наличию активного радиолокационного канала ГСН, скорее универсальная, чем специализированная противорадиолокационная.

Официально фирма «Орбитэл-АТК» (ныне «Нортроп Грумман») начала НИОКР по ракете AARGM-ER в 2017 г. В 2018 г. с фирмой был заключен контракт на полномасштабное проектирование и изготовление опытной партии УР AARGM-ER. НИОКР финансируются ВМС США, хотя в качестве потенциальных носителей ракеты AGM-88G наряду с палубными самолетами F/A-18E/F, EA-18G, F-35В/C рассматривается самолет аэродромного базирования F-35A. ВМС США, кроме того, намерены интегрировать УР AGM-88G в СУВ базового патрульного самолета Р-8А «Посейдон».

Первые испытательные пуски ракеты AGM-88G выполнили в июле 2021 г. с самолета F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-31 авиации ВМС США. К концу 2023 г. вооруженные силы США получили несколько десятков ракет AGM-88G двух первых опытных партий. В декабре 2023 г. фирма «Нортроп Грумман» заключила контракт на поставку 118 ракет малосерийной партии лот 3, 84 из них предназначены для ВМС, 34 – для ВВС США.

Пуск ракеты AGM-88G с самолета F/A-18F, 2021 г.
Пуск ракеты AGM-88G с самолета F/A-18F, 2021 г.
F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-23 авиации ВМС США с подвешенной ракетой AGM-88G, 2022 г.
F/A-18F из испытательной эскадрильи VX-23 авиации ВМС США с подвешенной ракетой AGM-88G, 2022 г.
2022 г.
2022 г.

В 2023 г. госдепартамент США одобрил экспортные поставки УР AGM-88G Австралии (63 ракеты) и Финляндии (150), в 2024 г. – Нидерландам (265) и Польше (360). В ВВС этих государств носителями ракет AGM-88G станут самолеты F-35A.

За несколько десятилетий накоплен солидный опыт боевого применения противорадиолокационных ракет HARM, но его оценки весьма противоречивы.

Впервые ракеты AGM-88 были использованы в апреле 1986 г. в ходе операции «Каньон Эльдорадо» против Ливии. Новым оружием удалось вывести из строя РЛС ЗРК С-75, С-125 и С-200. Пуски выполнялись с палубных самолетов А-7Е «Корсар II» (16 пусков) и F/A-18 «Хорнет» (20 пусков). Дебют получился эффектным и эффективным.

В операции «Буря в Пустыне» 1991 г. ракеты AGM-88 применялись массово. Только за первые 36 часов операции и только самолетами F-4G было выпущено 268 HARM’ов. В ходе операции «Deliberate Force», проведенной против боснийских сербов в 1995 г., применялись только ракеты AGM-88A. В налетах на Югославию 1999 г. использовались уже ракеты AGM-88B/C. Авиация НАТО выпустила в 90-е гг. над Балканами в общей сложности порядка 750 – 800 ракет HARM, атакам подверглось не более 130 источников электромагнитного излучения, поражены же ракетами было всего от 3 до 6% атакованных целей. Расход ракет HARM в ходе второй, 2003 года, операции против Ирака превысил 400 единиц. На одну уничтоженную РЛС, таким образом, приходятся десятки выпущенных УР AGM-88.

F-4G и F-16 блок 30, авиаьаза Шпандалхем, ФРГ. Снимок выполнен непосредственно перед перебазированием самолетов на Средний Восток для участия в операции "Буря в Пустыне".
F-4G и F-16 блок 30, авиаьаза Шпандалхем, ФРГ. Снимок выполнен непосредственно перед перебазированием самолетов на Средний Восток для участия в операции "Буря в Пустыне".

Столь высокий расход отнюдь не дешевых боеприпасов (стоимость одной ракеты HARM в ценах 2006 г. 284 000 долл. США) объясняется задачей, поставленной перед самолетами «Wild Wesel» - подавление, а не уничтожение системы ПВО противника. РЛС обзора воздушного пространства и РЛС наведения ракет ЗРК в условиях даже не применения противорадиолокационных ракет, а лишь угрозы пуска таких ракет, включаются на очень короткое, порядка 15 – 20 секунд, время, совершенно недостаточное для эффективного отражения налетов авиации. Система ПВО именно подавлялась, что, собственно, и отражено в аббревиатуре SEAD - Suppression of Enemy Air Defenses, подавление средств ПВО противника.

Высокий расход ракет AGM-88 при якобы низкой их результативности характерен для всех вооруженных конфликтов, где эти ракеты применялись. На самом деле результативность боевого применения ракет выражается не столько в количестве выведенных из строя РЛС, сколько в создании условий, исключающих работу систем ПВО противника в штатном режиме. Самолеты SEAD авиации США и их присных выпускали противорадиолокационные ракеты чаще всего в режиме HAS, по районам предполагаемой дислокации ЗРК. Вероятность уничтожения РЛС была невелика, однако поставленная задача – нейтрализация средств ПВО – выполнялась.

Все ракеты AGM-88, за исключением модификаций «Е» и «G», относятся к категории SEAD. Девиз войск ПВО прост: «Сами не летаем и другим не даем». Ракета AGM-88 – это ответ авиаторов ПВОшникам: «Сами на излучение не работаем и другим, ПВО, не даем».

К ракетам AGM-88Е/G больше применима аббревиатура DEAD - Destruction of Enemy Air Defenses, уничтожение ПВО противника. AGM-88Е - первая ракета в семействе HARM способная с высокой вероятностью поражать РЛС, работающие в «мерцающем» режиме, а возможность наведения по GPS в принципе превратило узкоспециализированный управляемый боеприпас в универсальную УР класса воздух – поверхность.

Особняком в истории боевого применения УР HARM стоят боевые действия на Украине. Тема «HARM на Украине» широко обсуждалась во второй половине 2022 г., а потом как-то сошла на нет. Реалии использования УР HARM украинской авиации скрыты туманом, а туман развеется очень нескоро. Можно, конечно, лечь на диван, вообразить себя экспертом, после чего провести вдумчивый, минут на 15 – 20, поиск информации с англоязычных ресурсов. Такой информации очень много, но она вторична, третична и десятирична. Одни ресурсы списывают у других, а потому заниматься поиском больше 20 минут – пустая трата времени. Достоверность же информации вызывает обоснованные сомнения. Диванная экспертиза также исчисляется минутами, у опытного эксперта, но других-то на диванах не держат. Аналитический обзор готов. Оно Вам надо? Такое …

-24
-25
-26

В сухом, достоверном, остатке есть два факта.

Факт первый. Ракету HARM, кстати модификация переданных Украине ракет не известна, в сжатый срок удалось научить стартовать с неведомого для нее самолета – МиГ-29. Доработки свелись к адаптации американского пускового устройства к советскому подкрыльевому пилону. Вся электрика и электроника ракеты осталась полностью автономной, изолированной от бортовых систем МиГа. Для питания ракет (МиГ-29 несли до двух УР) на самолете установили отдельный, американский, аккумулятор. Ракеты, понятно, можно было запускать только в режиме HAS.

Факт второй. В конце 2022 г. командования сначала ВМС, а потом и ВВС США приняли решении о переделке ракет AGM-88A/B в сверхзвуковые мишени AQM-88, поскольку на Украине ожидаемого эффекта применение этих ракет не дало. Первый боевой пуск УР AGM-88 с украинского МиГа медиаресурсы противника датируют 30 августа 2022 г. Первые сведения о намерениях ВМС США переделать противорадиолокационные ракеты в мишени появились в середине ноября 2022 г., весьма оперативно.

-27

F-16 Wild Weasel: https://dzen.ru/a/ZdOxy06LEV_rTo4p

СВО
1,21 млн интересуются