Про мужскую и отцовскую долю написано не так много хороших книг в психологии, хотя большинство известных психологов - мужчины. Это неплохо показывает сложность и неоднозначность этой темы. И тот факт, что и отношения со своими, реальными отцами у Юнга, Фрейда и многих других великих ученых были не самые простые, добавляет мыслей в эту копилку.
Если мы задумаемся над отношениями детей со своими родителями, то сразу сможем подчеркнуть одну важную черту. Ребенок любит свою мать за сам факт материнства, это глубоко природная по своей сути связь. С отцом, который разбавляет диаду мать - дитя несколько позже, все куда сложнее. Отношение к отцу складывается не только из его взаимодействия с ребенком, но и из отношений отца с социумом. Отец-добытчик, отец-герой, патриархальный глава семьи, эти образы укоренились в наше сознание куда глубже, чем могло бы показать со стороны.
Добытчик, герой, все это образы, которые отсылают нас к проявлению силы и маскулинности, но они же входят в определенный конфликт с идей контакта со своими чувствами. То есть отец герой в отношениях со своими детьми, должен пройти по довольно тонкому канату. Ему нужно даровать не только любовь, но и достаток, справедливость, мудрый закон. И тут мы приходим к тому, что сама концепция отцовства имеет немало внутренних конфликтов. Но почему это так?
Любопытно, но даже культурально многие юнгианцы сравнивают природу, бессознательное с феминными качествами, а вот культуру и социум с маскулинными. Тот же Нойманн анализируя мифы выводит концепцию, в которой сознание проецируется на мужские мифологические фигуры: божественный младенец, юноша, герой, а вот бессознательное проецируется на женские образы: добрая и злая богини, позже мифические монстры.
Но если задуматься, то это имеет вполне определенные биологические корни. Каковы природные аспекты материнства? Вынашивание младенца, кормление, все это мы видим и в природе. Но отцовство в нашем понимании не ограничивается зачатием. Оно несет глубокий социальный подтекст, которого в дикой природе нет.
На этой точке мы сделаем первую остановку, подытожив, что институт отцовства по природным меркам довольно молод и имеет ряд противоречий между природной маскулинность и своей социальной стороной. Продолжим в следующей статье!
PS. Материалы этих статей даются по книгам Л. Зойа "Отец" и Д. Холлис"Под тенью Сатурна".
Автор: Самусенко Антон Викторович
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru