Найти тему
Михаил Быстрицкий

Ф. Ницше: Сократ и Платон были иудеями

Во время Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.) Афины вторглись на остров Мелос (416 г. до н.э.), который был нейтральным, но исторически являлся колонией их противников-лакедомян (спартанцев). Афины потребовали принять их сторону и платить дань. Начались переговоры. Фукидид пишет, что мелосцы заявили, что не хотят войны, но не хотят и рабства. Афины ответили, что в человеческих взаимоотношениях право исчезает, когда одна из сторон сильнее, и потребовали подчиниться их желанию как сильной стороны. Но мелосцы продолжали взывать афинян к справедливости, ибо поступающие несправедливо в конечном счете притягивают к себе несчастья. Мелосцы предложили Афинам остаться их друзьями с условием, что не будут вступать ни в какие союзы. Но афиняне надменно заявили, что если они примут дружбу, то окружающие воспримут это как афинскую слабость.
Мелосцы отвечали, что, наоборот, агрессия и несправедливость оттолкнет от Афин нейтральные города, и сделает врагами Афин даже города, не помышлявшие о вражде, страшась подобной участи. Мелосцы заявили, что для них "свободных, было бы величайшей низостью и трусостью не испробовать все средства спасения, прежде чем стать рабами". Однако, для Афин было слишком соблазнительным унизить слабого противника.
Мелосцы храбро сражались, защищая свою землю, но были побеждены. Фукидид пишет, что "афиняне перебили всех взрослых мужчин и обратили в рабство женщин и детей. Затем они колонизовали остров, отправив туда 500 поселенцев".
В этой битве зверей против добродетели Ф.Ницше встает на сторону зверей: "Можно ли упрекать Фукидида за ту речь, которую он влагает в уста афинских послов, предлагавших мелийцам погибнуть или сдаться? Среди такой ужасной натянутости отношений говорить о добродетели мог бы лишь настоящий Тартюф или же человек, стоящий в стороне, отшельник, беглец и странник, ушедший из мира реальности… Все люди, отрицающие для того, чтобы самим сохранить возможность жить. Софисты были греками: Сократ и Платон, ставшие на сторону добродетели и справедливости, были иудеями или не знаю чем" (Воля к власти, пар. 429).
Ненависть к добродетели мешает Ницше понять элементарную вещь: даже в свете его идеологии мелосцы - аристократы и заслуживают уважения. Они не захотели стать рабами, не испугались и мужественно сражались.
Ницше не понимает и силу добродетели. Хотя именно несправедливость афинян, выразившаяся в отношении мелосцев, послужила основной причиной поражения Сицилийской экспедиции (415-413 гг. до н.э.), что, в результате, привело Афины к поражению и в Пелопонесской войне.
Вызванный в суд командующий Сицилийской экспедицией талантливый Алкивиад, опасаясь несправедливого суда, бежал в Спарту и выдал лакедомянам все афинские секреты. А сами сицилийцы, наслышанные об Афинах, предпочитали сражаться с Афинами, чем склониться на их сторону.