Найти тему
КП Красноярск

Северокореец-нелегал заменил детям русскую мать, но был выслан на родину

Блондинка-мама да двое детишек со смуглыми личиками и азиатским разрезом глаз… Для сибирской Березовки – настоящая экзотика. В 2014 году отсюда выслали их мужа и отца, «нелегала» из Северной Кореи Хан Ги Дока. Казалось бы, рядовой случай, но… за обычного гастарбайтера горой встали местные жители и правозащитники. Что же особенного было в этом скромном трудяге?

«Невозвращенец» в Сибири

Хан Ги Док прилетел в Россию из Северной Кореи в 1996 году. Честный и работящий, осел в Березовке, «пахал» на стройках. Не гнушался любым делом – лишь бы заработать трудовую «копейку» и отправить домой в Северную Корею. Там, на родине, где царил голод, у него осталась семья: жена и двое ребятишек. Через полтора года Хан Ги Док навестил их, а затем снова улетел в Россию - надо было как-то кормить малышей. Он хотел воротиться домой не позднее, чем через три года. Ведь если задержаться за границей дольше, «невозвращенцу» грозят репрессии. Однако в нужный момент наскрести денег на поездку не удалось. Вот и пришлось Коле (так его называли на русский манер) пустить корни на сибирской земле.

«Нелегал» заменил детям мать

Серьезный и непьющий, у местных женщин Хан Ги Док был нарасхват. А его выбор пал на хорошенькую блондинку Татьяну Копылову. Скоро и она ответила ему взаимностью. Хан Ги Док и Татьяна стали жить вместе на Центральной улице Березовки, у них родилось двое детей, мальчик и девочка.

Правда, малышами Татьяна занималась мало – оказалась легкомысленной особой, частенько заглядывающей «в рюмку». Зато Хан Ги Док, который не чаял в детях души, заменил им мать: сам кормил, одевал и обстирывал ребятню.

- Ребята были за ним как за каменной стеной, он их безумно любил, - рассказывает соседка Любовь Митрофанова. - Я там работала неподалеку в «Доме быта», знаю эту семью. Гляжу: он все время трудится, утром – на заработки, вечером тащит домой сумки с покупками, потом занимается детишками.

Без документов? В спецприемник!

Получать российское гражданство «Коля» не стал, недосуг было. Хватало хлопот дома и на стройках. Мог ли подумать безобидный корейский «нелегал», что спустя многие годы им заинтересуются правоохранительные органы?

Весной 2014 года во время самого обычного рейда Хан Ги Док попал в поле зрения березовской полиции. 19 марта его задержали и доставила в спецприемник для незаконных мигрантов. Поразились: как раньше его не заметили, под боком - «нелегал» с 18-летним стажем! По закону положено выслать… Возвращаться в Северную Корею, где голод и террор, «Коля», прижившийся в России, не хотел. Когда гражданская жена приехала его проведать, кинулся перед ней на колени: «Татьяна, пожалуйста, сделай все!».

Все сроки прошли

Логичным для подобной истории было бы, если Татьяна пошла обивать пороги, все-таки – муж, работяга, добытчик, отец, каких поискать. Но увы, реальность такова: оказавшись одна, Татьяна опустила руки, закрутилась в гулянках…

Татьяна оказалась легкомысленной особой, частенько заглядывающей в рюмку.
Фото: 7 канал
Татьяна оказалась легкомысленной особой, частенько заглядывающей в рюмку. Фото: 7 канал

Хотя у Татьяны есть своя версия - она нашла адвоката, чтобы спасти мужа, но тот обвел ее вокруг пальца.

- Обманул нас,- жалуется Татьяна. - Взял 70 тысяч и не помог.

Правда это или ложь, судить трудно…

Ясно одно: страдали Хан Ги Доковы дети. И местные жители, которые единодушно возмутились: нашего Колю – в Корею?!

- Если бы они вовремя попросили, можно было бы легализоваться и жить, - рассказывает Светлана Пащенко, представитель уполномоченного по защите прав человека в Березовке. - К сожалению, я очень поздно узнала об этой ситуации, когда уже прошел суд и время на подачу апелляции. Узнала совершенно случайно от соседей, проживающих рядом с Хан Ги Доком. Получилось так, что все сроки прошли, и в силу вступил закон, с которым спорить сложно. Суд исполнял закон и, наверное, по-своему был прав.

Назад, на родину

Выручить северокорейского «нелегала» старались всем миром. Привлекали правозащитников, обращались на телевидение (там, сразу на двух каналах, вышли сюжеты о Коле).

По «закону жанра» эта статья должна была бы закончиться рассказом о том, как его удалось отстоять.

Но увы, несмотря на старания односельчан, их Колю все-таки депортировали.

- 25 июня Хан Ги Док был препровожден судебными приставами за переделы Российской Федерации, - говорит Елена Дейсадзе, пресс-секретарь Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю.

Сначала мужчину доставили в аэропорт Владивостока, а оттуда отправят в Северную Корею. Сейчас он проводит последние дни в России. А дальше, кто знает, какая судьба ждет Хан Ги Дока?

Жена от рук отбилась

После того, как Колю депортировали, в его доме все пошло кувырком. Поначалу Татьяна очень убивалась из-за потери кормильца, твердила, что без него не выживет. Но, когда мы приехали навестить ее и детей, попросту «ушла в подполье». На наш стук выглянул какой-то мужчина: мол, сосед, Татьяны нет дома, якобы уехала в гости к родным, в «Пендюково», а сам он зашел сюда покормить собаку.

Правда, через минуту на пороге дома появились «уехавшие» дети Татьяны.

- А мама дома? – спрашиваем.

- Конечно! – вслед за ними заходим во двор. Беспорядок, запустенье, и только заливается лаем огромный пес. Навстречу выходит хозяйка.

- Да о чем тут говорить? Прошлого не вернуть! - машет она рукой.

А вот односельчане женщины оказались куда словоохотливей. Рассказывают, что без Коли в доме стал «дым коромыслом»: пьянки-гулянки, огород зарос коноплей.

- Неблагополучной стала семья, - вздыхают они. – Когда Таня с корейцем жила, все было в порядке, а сейчас от рук отбилась, дела у нее наперекосяк. Ей надо пить и гулять, поэтому она рада, что его депортируют. А дети ждут отца. Это такая человеческая трагедия! Неужели ничего нельзя сделать? Ведь детям будет одна дорога - в приют. Кому будет лучше от его депортации?

Действительно, кому? А как думаете вы?

P.S.

Что сейчас с Колей, неизвестно. Его следы затерялись. Но односельчане надеются, что он все-таки передаст им весточку, а лучше, вернется в Березовку насовсем.

Стоило ли высылать в Северную Корею трудягу-мигранта?

МНЕНИЕ «ЗА»

Михаил Бухтояров, геополитик, кандидат философских наук, доцент СФУ:

- Здесь он никому не мешал, и наверное, при желании можно было найти законный способ помочь ему тут остаться. Этого человека в Северной Корее может ждать незавидная судьба, поскольку нарушение режима пересечения границы, нарушение режима проживания карается отправкой в трудовые лагеря. Там не выживает огромное количество людей. Это не наша зона, не тюрьма, а, по сути, концентрационные лагеря, где семьями умирают от голода от жесточайшего отношения к ним. В Северной Корее сейчас полувоенный режим, в котором любые действия человека могут караться очень жестокими способами. Причем не только по отношению к человеку, который совершает проступок, но и к членам его семьи…

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Марк Денисов, уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.

- В его случае другое решение принять было невозможно. Есть закон, есть решение суда. Человек не хочет уезжать в Северную Корею, но там его государство, там, в конце концов, его первая семья и его дети. Он не разведен, не отказался от них, и обязан содержать и их тоже. И пытаться отменить решение суда, передергивая факты, говоря о том, что он чуть ли не узник режима, не стоит. Это совершенно другая ситуация.

Архив КП-Красноярск, 2014 год.

Автор: Светлана ВАЛИУЛИНА