Не все россияне знают, что можно вернуть неудачную покупку или оспорить ошибочный перевод и на этом теряют деньги. Из-за незнания условий возврата только за 2023 года россияне потеряли около 78 млрд рублей. Рассказываем, какие банковские операции можно оспорить, а какие — нет.
Ситуация № 1 — вернули товар в магазин
Бывает, что товар не подошел или разонравился. Например, женщина купила платье, а дома оказалось, что оно плохо сочетается с туфлями и сумочкой. В течение 14 дней покупательница может поменять товар или получить деньги, если у продавца не нашлось подходящего для обмена. Правило действует при условии, что товар или его упаковка не испорчены, на товаре сохранились все этикетки и бирки, а вещь не входит в перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену. Например, нижнее белье, предметы личной гигиены и мебель, изготовленную на заказ.
Бракованный товар можно сдать в течение гарантийного срока или срока годности. Покупатель может потребовать от продавца:
- вернуть полную стоимость;
- поменять бракованный товар на качественный;
- компенсировать затраты на ремонт;
- снизить цену товара на сумму расходов, потраченных на исправление брака или ремонт.
Чтобы вернуть деньги, нужно написать заявление и унести в магазин. Обычно продавцы используют готовые бланки заявлений. В течение 10 календарных дней продавец рассматривает заявление и принимает решение о возврате. Еще два рабочих дня нужно банкам, чтобы провести операцию.
Ситуация № 2 — вернули товар, купленный онлайн
При возврате товара на маркетплейс или в интернет-магазин действуют правила, описанные выше. Отличается только срок возврата. Качественный, но не подошедший товар можно вернуть в течение 7 дней, бракованный — в течение гарантийного срока или срока годности. Правила возврата продавец прописывает на сайте интернет-магазина.
Продавец рассматривает и исполняет требование о возврате денег в течение 10 дней. Способы возврата указаны на сайте продавца.
Ситуация № 3 — вернули товар, оплаченный через СБП
Такой способ оплаты происходит при посредничестве сервиса быстрых платежей (СБП). Поэтому операции по возврату обрабатываются не банками, а СБП. Но для покупателя ничего не меняется, кроме срока зачисления. При оплате картой банки обрабатывают платеж в течение двух рабочих дней. При возврате через СБП деньги зачисляются моментально.
Чтобы сдать товар и вернуть деньги, обратитесь к продавцу с заявлением, в нем нужно указать номера операции и телефона, с которого оплачивали покупку. Продавец рассматривает заявление в течение 10 календарных дней. В случае положительного решения деньги зачисляются на счет покупателя.
Ситуация № 4 — ошибочно отправили перевод
Бывают случаи, когда клиент отправил деньги по ошибочным реквизитам. Иногда такой платеж вернуть можно, иногда — нет. Разберем каждую ситуацию.
Указали неверные реквизиты. При переводе платежа деньги зачисляются на счет банка-получателя. Если клиент указал несуществующие реквизиты, деньги поступают на счет нераспознанных платежей. На нем кредитная организация учитывает переводы, которые нельзя исполнить. Например, номер расчетного счета указан неверно, или указанные реквизиты не соответствуют данным получателя. Банк-получатель не может осуществить операцию, поэтому возвращает деньги.
Срок возврата зависит от условий банка и составляет в среднем 7 календарных дней. Перевод вернется автоматически, писать заявление о возврате не нужно.
Ошибочно перечислили на другой счет. Бывает, что реквизиты корректные, но клиент отправил деньги не туда, куда нужно. Например, руководитель поручил отправить платеж контрагенту Иванову, а бухгалтер ошибочно подготовила платежное поручение на Петрова. Если платеж ушел по корректным реквизитам, вернуть деньги может только получатель. Банк не списывает деньги со счета клиента без его распоряжения.
Но есть небольшая возможность «перехватить» ошибочный платеж. По закону кредитная организация должна обработать платежную операцию не позднее следующего рабочего дня. Разные банки исполняют переводы в разные сроки: одни — моментально, а другие — от 5-15 минут до нескольких часов.
Если отправили платеж не тому человеку или не в ту компанию, сразу же обратитесь в банк по горячей линии. Перед разговором приготовьте паспорт — банку нужно удостовериться, что звонит клиент, поэтому вас попросят назвать паспортные данные. Объясните ситуацию и попросите отменить платеж. Если деньги еще не ушли, банк вернет их на ваш счет.
Ошибочно перевели деньги по номеру телефона. Такие платежи проходят с участием СБП и осуществляются в течение нескольких секунд. Вернуть деньги может только получатель.
Ситуация 5 — платеж по карте прошел с ошибкой
Бывает, что при оплате картой деньги списываются со счета, но на счет продавца они не поступают. Или покупатель оплатил один товар, а со счета деньги сняли дважды. Такие платежи можно оспорить, а процедура оспаривания называется чарджбэк. О ней мы подробно рассказали в статье «Чарджбэк, или как вернуть банковский платеж». Напомним, в каких ситуациях он поможет:
- у покупателя списали деньги за услугу или товар, которые он не получил;
- списали больше стоимости покупки;
- оплата картой не прошла, и клиент заплатил за товар наличными, а позже платежная система списала деньги по карте;
- банкомат не выдал деньги, а баланс карты уменьшился.
Чтобы вернуть деньги, нужно обратиться в банк, который выпустил карту, и написать заявление. В документе распишите подробности ошибочного списания. Банк рассматривает заявление до 30 календарных дней или до 60 — если спорная операция прошла с заграничным сервисом. После положительного решения некорректно списанная сумма возвращается на карту.
Ситуация 6 — перевели деньги мошенникам
Банки тщательно проверяют переводы клиентов и могут приостановить транзакцию, если она вызывает подозрения. Например, мужчина купил в магазине 100 одинаковых шоколадок и попросил кассира пробивать отдельным чеком по десять штук. После пятого платежа банк приостановил операции по карте. Сотрудник банка позвонил клиенту и уточнил, сам ли он проводит последние платежи.
Чтобы защитить деньги клиентов от мошенников, с 24.07.2024 в России вступят в силу изменения в законе «О национальной платежной системе». На основании принятых нововведений банки обязаны возвращать деньги, которые клиент перевел мошеннику. Для определения получателей Банк России ведет специальную базу. В нее попадают счета, которые заподозрены в мошенничестве.
Также кредитные организации смогут самостоятельно приостановить операцию на два дня, если у них возникают подозрения в счете получателя. За это время клиент может еще раз проверить перевод и отменить его. Пока неизвестно, как будет работать механизм возврата. Когда закон начнет действовать, мы напишем статью, как клиенту вернуть деньги, перечисленные мошенникам. Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе актуальной информации.
Какие платежи можно оспорить, а деньги вернуть
- За возврат качественного или бракованного товара, если выдержаны условия для возврата. Чтобы вернуть деньги, нужно обратиться к продавцу.
- Ошибочное списание денег с карты. Для оспаривания операции нужно подать заявление в банк, который выпустил карту.
- Перевод денег по неправильным реквизитам. Если указали несуществующие реквизиты, деньги вернутся автоматом. Если ошибочно отправили платеж не туда, вернуть деньги можно, пока банк не обработал платеж. Или деньги может вернуть получатель платежа.
- С 24.07.2024 заработает закон, который обяжет банки возвращать деньги, переведенные мошенникам.
_____________________________________________________
Ставьте лайк, если понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и приумножайте не только свои финансы, но и знания!
Читайте также: