Осенью 1944 года в ОКБ Лавочкина началась разработка двухместного учебно-тренировочного варианта Ла-7 для замены Ла-5УТИ. Ла-7УТИ был передан на государственные приемочные испытания только в августе 1945 года. Война закончилась задолго до того, как серийные Ла-7УТИ могли быть направлены в учебные и фронтовые части. В результате обучение летчиков проводилось на Ла-5УТИ. Поскольку учебный вариант Ла-5ФН имел практически идентичные летные характеристики с истребителем Ла-7, переход с Ла-5УТИ на Ла-7 был практически беспроблемным и не вызвал серьезных затруднений у пилотов. Оглядываясь назад, можно сказать, что потребность в настоящем учебно-тренировочном Ла-7 не была столь острой.
Ла-7УТИ представлял собой простую адаптацию одноместного Лавочкина Ла-7. Вторая кабина для инструктора была встроена в фюзеляж в кормовой части и оснащена дублирующим набором органов управления полетом и основными приборами. Обе кабины закрывались двумя кормовыми сдвижными козырьками. Размеры фюзеляжа учебно-тренировочного самолета остались такими же, как и у истребителя Ла-7, а в качестве силовой установки на Ла-7УТИ использовался тот же двигатель АШ-82ФНВ.
Для уменьшения веса 55-мм бронестекло перед пилотом было ликвидировано, как и 66-мм бронестекло за головой пилота. Также была удалена 8,5-мм броня спинки сиденья.
Радиомачта была удалена, а провод антенны был проложен от штыря антенны на вертикальном оперении прямо в фюзеляж в кормовой части козырька инструктора.
Вооружение состояло из одной 20-мм пушки ШВАК, установленной в левом борту носовой части. Все бомбосбрасывающее оборудование было снято.
В отличие от истребителя Ла-7, Ла-7УТИ имел неубирающееся хвостовое колесо. В результате на учебно-тренировочном самолете были удалены двери хвостового колеса. В переднюю кромку левого крыла был встроен один посадочный фонарь.
Главный приоритет был отдан производству истребителя Ла-7, и только в августе 1945 года Ла-7УТИ начал государственные приемочные испытания. Испытания были далеко не успешными. Управление оказалось затруднено из-за сильного смещения центра тяжести самолета назад, вызванного добавлением кабины инструктора. Характеристики управляемости были признаны неприемлемыми для учебного самолета.
В ОКБ Лавочкина попытались решить проблемы путем изменения компоновки внутреннего оборудования. К октябрю 1945 года модифицированный Ла-7УТИ был вновь представлен на государственные приемочные испытания, однако летные характеристики Ла-7УТИ все еще оставались достаточно низкими, чтобы оправдать его отказ от использования в качестве учебного самолета.
Еще одно изменение в апреле 1946 года привело к тому, что масляный радиатор двигателя был перемещен с места под фюзеляжем, расположенного на одной линии с задней кромкой крыла, на новое место под обтекателем двигателя. Новое расположение масляного радиатора было аналогично расположению радиатора на Ла-5ФН. Эта модификация сместила центр тяжести к передней части самолета, что значительно улучшило характеристики маневренности. Однако перемещение маслоохладителя привело к увеличению сопротивления и последующему снижению скорости, но это было признано приемлемым, поскольку скорость не являлась главным требованием к учебному самолету. Дальнейшие испытания показали, что масляный радиатор был плохо закреплен на планер, и после того, как крепление было усовершенствовано, самолет был готов к производству весной 1946 года.
Тем временем производство истребителей Ла-7 было свернуто, и было построено лишь очень ограниченное количество учебно-тренировочных самолетов Ла-7УТИ. Несколько построенных Ла-7УТИ были направлены в учебные авиационные полки и резервные авиационные бригады. Несколько самолетов также служили в качестве связных.
По мере того как самолет устаревал, он попал в заголовки западной прессы, когда пилот советских ВВС, летавший на заводском свежем Ла-7УТИ, дезертировал в Турцию с базы в Кавказском регионе. Это был первый случай, когда западные наблюдатели получили доступ к Ла-7.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.