Международная группа исследователей выявила в кишечнике специфические бактерии, которые вызывают у мышей и людей зависимость от еды, которая может привести к ожирению. Ученые также выявили бактерии, которые играют полезную роль в предотвращении пищевой зависимости.
Исследование представлено на форуме Федерации европейских нейробиологических обществ (FENS) 2024 года и одновременно опубликовано в научном журнале Gut.
Профессор Елена Мартин-Гарсия (Elena Martín-García) из Университета Помпеу Фабра (Universitat Pompeu Fabra) в Барселоне, Испания, рассказала на форуме FENS: «Ряд факторов способствуют пищевой зависимости, которая характеризуется потерей контроля над потреблением пищи связана с ожирением, другими расстройствами пищевого поведения и изменениями в составе бактерий в кишечнике — кишечном микробиоме. До сих пор механизмы, лежащие в основе этого поведенческого расстройства, были в значительной степени неизвестны».Профессор Рафаэль Мальдонадо (Rafael Maldonado), возглавляющий лабораторию, добавляет: «Результаты нашего исследования могут позволить нам идентифицировать новые биомаркеры пищевой зависимости и, что наиболее важно, оценить, можно ли использовать полезные бактерии в качестве потенциально новых методы лечения такого поведения, связанного с ожирением, для которого в настоящее время отсутствуют какие-либо эффективные терапевтические подходы. Потенциальные новые методы лечения могут включать использование полезных бактерий и пищевых добавок».
Профессор Мартин-Гарси использовал Йельскую шкалу пищевой зависимости (YFAS 2.0) для диагностики пищевой зависимости у мышей и людей. Шкала содержит 35 вопросов, на которые люди должны ответить, и их также можно сгруппировать по трем критериям для использования на мышах: настойчивый поиск пищи, высокая мотивация к получению еды и компульсивное поведение.
Ученые исследовали кишечные бактерии у мышей, которые были и не были зависимы от еды, и обнаружили увеличение количества бактерий, принадлежащих к группе, называемой типом Proteobacteria, и уменьшение количества бактерий, принадлежащих к типу Actinobacteria, у мышей, страдающих пищевой зависимостью. У этих мышей также наблюдалось снижение количества другого типа бактерий, называемого Blautia, из типа Bacillota.
Исследователи использовали YFAS, чтобы классифицировать 88 пациентов на тех, кто был зависим или не был зависим от еды. Подобно результатам, полученным на мышах, снижение количества типов Actinobacteria и Blautia наблюдалось у тех, кто имел пищевую зависимость, и увеличение количества типов Proteobacteria. Дальнейшие анализы показали, как результаты у людей коррелируют с результатами у мышей.
Профессор Мартин-Гарсия добавляет: «Результаты, полученные как на мышах, так и на людях, показали, что специфическая микробиота может защищать от пищевой зависимости. В частности, сильное сходство в количестве Blautia подчеркивает потенциальное благотворное воздействие этой конкретной кишечной бактерии. Мы исследовали защитные эффекты перорального введения лактулозы и рамнозы, которые представляют собой неперевариваемые углеводы, известные как «пребиотики», которые могут увеличивать количество блаутии в кишечнике. Мы провели это на мышах и обнаружили, что это привело к увеличению количества Blautia в фекалиях мышей параллельно с резким улучшением пищевой зависимости».«Сигнатуры кишечной микробиоты как у мышей, так и у людей предполагают возможное вредное воздействие бактерий, принадлежащих к типу Proteobacteria, и потенциальные защитные эффекты увеличения численности Actinobacterial и Bacillota против развития пищевой зависимости».Профессор Мартин-Гарсия утверждает, что результаты показывают, как бактерии в кишечнике влияют на функцию мозга и наоборот: «Мы впервые продемонстрировали прямое взаимодействие между составом кишечника и экспрессией генов мозга, раскрывая сложное и многофакторное происхождение этого важного поведенческое расстройство, связанное с ожирением. Понимание взаимосвязи между изменениями в поведении и бактериями в кишечнике представляет собой шаг вперед для будущих методов лечения пищевой зависимости и связанных с ней расстройств пищевого поведения».Профессор Ричард Рош (Richard Roche) сотрудник Университета Мейнут (Maynooth University) заключает: «Компульсивное переедание и пищевая зависимость являются растущей проблемой во всем мире. Этому способствует множество факторов, в частности, окружающая среда, в которой живут люди, и доступность определенных видов продуктов питания».«Однако мы уже некоторое время знаем, что, вероятно, существуют факторы, способствующие расстройствам пищевого поведения, и исследование профессора Мартина-Гарсиа и его коллег показывает, как различные типы бактерий в кишечнике влияют на функцию мозга и наоборот у людей и мышей. Это понимание открывает путь к разработке новых потенциальных методов лечения расстройств пищевого поведения, и мы с нетерпением ждем новых исследований в этой области».
Литература:
“Neurobiological signatures associated with vulnerability to food addiction in mice and humans”, by Dr Elena Martín-García, Session S21: Mechanistic facets of resilience and vulnerability toward the diversity of challenges, 09.47-10.05 hrs, Thursday 27 June, Hall E: fens2024.abstractserver.com/pr … ls/presentations/162