Норильск - самый северный город мира.
Я много путешествую с семьей и по работе. Доводилось бывать и в одних из самых южных и одних из самых северных городов мира. Но такого, как Норильск не вдел больше нигде.
Один из самых сложных пунктов в посещении Норильска - это добраться туда. Дорог в этот город нет. Существуют лишь автозимники. Но добираться по ним из Нового Уренгоя очень долго. 400 километров преодолеваются примерно за 12 часов. Цены на самолет бывают кусаются, но это не главная проблема. В Норильске сложно приземлиться. Особенно зимой, когда сильные ветра и бесконечные снежные бури окутывают этот северный край. Я уже попадал в историю, когда наш самолёт не смог приземлиться в Норильске и улетел в другой аэропорт.
В Норильске часто именно с экстремальной посадки начинаются впечатления об этом славном городе.
Сам аэропорт больше похож на автовокзал, хотя ежедневно перевозит достаточно много пассажиров. От чего часто скапливаются огромные очереди. В основном сюда летают, конечно, вахтовики.
Кстати, в Норильске единственный аэропорт, в котором я был, где сверяют багажный талон в посадочном билете и бирку на самом багаже. Чужой багаж тут забрать точно не получится.
Расстояние между аэропортом и Норильском 65 километров. Как только выходишь, получив багаж, в небольшой холл аэропорта, на тебя тут же накидываются десятки бомбил, предлагая доехать с ними до автовокзала города за тысячу рублей. Хотя тут же стоят пара стоек от официальных перевозчиков, которые за 800 рублей не только довезут прямо до подъезда, но еще и чек распечатают. Также с аэропорта до автовокзала можно добраться на автобусе за 60 рублей. Но ходят они редко и удобны не каждому прилетевшему рейсу.
Хотя, когда дорогу Норильск - Аэропорт закрывают для транспорта из-за непогоды. Единственным способом попасть на свой самолет остается автобус. Тогда их на линию выезжает довольно много и они подстраиваются под каждый рейс.
В самом городе ходит довольно много автобусов. Местные передвигаются на них по городу. Также автобусы доставляют работников на предприятия до которых есть асфальтированная дорога.
Но так как множество предприятий находятся далеко за городом, дороги до них плохие. И тогда единственным выходом становится вахта. В основном эти машины Урал Некст, с вахтой на 28 человек. Зимой там очень тепло, а летом довольно прохладно.
Вахт ездит по городу очень много. Даже, наверное, больше, чем автобусов.
Главная проблема Норильска - экология. Город считается одним из самых грязных в мире. В обычные дни на улицах воняет дымом из труб и канализацией.
Но иногда случается выбросы. Завод долгое время накапливает отработанные вещества и когда ветер дует в противоположную от города сторону, сбрасывает их. Честно говоря, ветер тут не сильно помогает. На город сразу опускается густой желтый туман. Запах серы перебивает все вокруг. Люди, не привыкшие к такому, вроде меня, начинают сильно кашлять. В горле присутствует металлический привкус.
Воспитатели в такие дни не выводят детей на улицу. Но а местные постарше гуляют, как ни в чем ни бывало. Видимо они уже настолько привыкли, что им все равно.
Норильские улицы серые и унылые. В городе по пальцам одной руки можно пересчитать новые дома. В основном люди живут в старых советских. Фундаменты у них, не выдерживая северной нагрузки, уже рушатся. Почти в каждом доме со стороны дворов и улиц такие огромные дыры в подвал, что в них может пролезть сразу несколько человек.
От этого все подвалы завалены мусором. В них живут бродячие собаки и бомжи.
Но главное к чему нужно привыкнуть, находясь в Норильске это полярные ночи и полярные дни. Первые длятся с декабря по январь. В это время в Норильске всегда темно. Солнце не появляться не на секунду, но к концу полярного дня во время обеда поблескивает где-то из-за гор.
Полярный день длится июнь-июль. В это время здесь всегда светло. В 12 часов ночи город выглядит так, будто сейчас 6 утра.
Поэтому Норильск удивляет всегда. Но особенно в самые первые дни после прилёта сюда.