Найти тему

ЗВУК НЕ СТАВИТСЯ. РАСКРЫТИЕ РТА:

 

Про какие бы сложные, а порой простые вещи я ни рассказывала на семинарах, вебинарах, лекциях, всё сводится к постановке звука [р]. Ну что ж, про это я тоже много писала. И всё же. 

 

С чего начинаются трудности?

Правильно, с незнания нормальных механизмов произношения звуков. И не только, но сегодня про это.

Нет-нет, если вы знаете, то пост не для вас.

Это правило относится к любому механизму. Чтобы быстро и хорошо исправить радиоприёмник или магнитолу, необходимо знать устройство их механизма. Касается это правило и устранения нарушения произношения звуков. В частности, [р].

 

Центральный механизм – это головной мозг.

В нем осуществляется высшая нервная деятельность (про неё тоже можно поговорить), которая управляет функционированием остальных периферических органов речи. 

Давайте ещё упрощу - это органы:

✅ слуха

✅ дыхания

✅ голоса

✅ звукопроизношения. 

 

Артикуляция (движение органов речи, образующих звук) [р] состоит из раскрытия рта (губы открыты, зубы разомкнуты), кончик языка поднят к альвеолам и т.д.

Так вот, и не так далее.

Давайте по порядку.

Итак, в артикуляции участвуют челюсти, зубы, губы, язык, твердое и мягкое нёбо, полости рта, зева и носа. И у всех при произнесении [р] свои функции. 

🤔 Задумывались вы об этом, прежде чем взять в руки зонд, зондозаменитель или пуговицу на нитке вместе с туго набитой соской?

 

Вот с самого начала и начнём. И пойдём по каждому пункту. Вернее, органу.

Сегодня про раскрытие рта. И это поможет при постановке ВСЕХ❗️звуков.

 

В норме ширина открывания рта 3-5 см. Излишним считается открывание на 6-7 см (из-за нарушения в работе челюстных суставов). У ортодонтов есть понятие «степени открытие рта». Нам бы тоже не мешало знать

 

Задаёмся двумя вопросами:

❓ почему ребёнку трудно открыть рот

❓ почему ребёнок не может удержать рот открытым в течение 30 сек

 

Так почему же❓ 

Потому что:

📍 дизартрия (минимальные дизартрические расстройства), следователно слабые круговые мышцы рта и в целом отмечается мимическая слабость, затруднение движения лицевых мышц

📍 нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата (тоже не мешало бы повторить, каких именно)

📍 нарушение работы ВНЧС (дисфункция височно-нижне-челюстного сустава)

📍 соматически ослабленный ребёнок (часто болеет) испытывает такие трудности после болезни.

Таким образом проявляется невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. В данном случае - открывание и закрывание рта

 

-2

Чем помочь❓ 

Всегда помните, что нельзя в постановке звуков избежать подготовительного этапа.

Именно на нём делают артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения и артикуляционный (логопедический) массаж

-3

Основная цель артикуляционной гимнастики - укреплять мышцы и развивать их подвижность. Понимаете, вот так всё просто‼️

 

Я всегда прошу, прежде чем вы пойдёте читать современных авторов, прочтите у родоначальника – М.Ф. Фомичёвой. Почему? Описано в мельчайших подробностях, с методическими указаниями, перепевки - далеко не оригинал.

1️⃣ Упражнение «Окошко» Цель: научить ребёнка спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти. Выполнение:

1 вариант: улыбнуться показать зубы, открыть рот и удерживать под счёт от 3 до 5. Со временем я прошу детей удерживать открытым рот до 10, 15, 20

2 вариант: а) – открыть рот, губы в улыбке, б) – закрыть, но губы в улыбке. 

-4

При выполнении упражнения я использую макет окна со створками (наличниками) и показываю, что открыть можно на разную ширину и муляж рта.

-5

 2️⃣ Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть. Можно петь песенку. Даже под музыку.

3️⃣ Удерживать предметы. Например резиновые, как на фото.

-6

Ещё раз. Если ребёнок не открывает рот, или он у него полуоткрыт, или наблюдается девиация (отклонение) челюсти, то начинаем с подготовительного этапа, где учим открывать и закрывать рот. В руки не берём инструменты и звуки не ставим! Если мышцы очень слабые, то их следует «накачать». На это может уйти время примерно 1-2 недели (в сложных случаях до 1-2 мес). Гимнастику следует выполнять ежедневно (лучше утром и вечером). Делегируйте родителям детей.

 

В конце хочу написать, что, если вы будете делать перепост, то, пожалуйста, сначала поставьте лайк. Текст копировать, только со ссылкой на автора.

 

-7

#logomed_olga_azova_звукопостановка

#звукопостановка

#logomed_olga_azova_постановказвуков 

#скоростькоррекциизвуков

#logomed_olga_azova_хорошийлогопед

#надотолькозахотеть

#logomed_olga_azova_скоростькоррекциизвуков

#постановказвуков

#logomed_olga_azova_звукр

#звукр

#открываниерта

#logomed_olga_azova_открываниерта

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц