Найти тему

«Спешите медленно» - к началу переговоров по вступлению Украины и Молдавии в ЕС

26.06.2024 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

25 июня в Люксембурге начались формальные переговоры о вступлении Украины и Молдавии в Евросоюз (European Union — EU), являющийся экономическим и политическим объединением 27 европейских государств. Об этом заявила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. По мнению еврокомиссара, переговоры будут весьма непростыми, попутно отметив, «что легких путей ни для Киева, ни для Кишинева ожидать не стоит, а тем более ускоренной программы вступления». Как отмечает Financial Times, заседание Совета ЕС, на котором помимо европейских министров приняли участие вице-премьер Украины Ольга Стефанишина и премьер-министр Молдавии Дорин Речан, стало запуском начала формальных переговоров, на котором был утвержден лишь текст «Соглашения о гарантиях безопасности между Украиной и Евросоюзом», по сути, этим все и ограничилось.[1]

Что касается формальности переговоров, то в этом просматривается две основные причины.

Первая, сейчас, после состоявшихся в начале июня европарламентских выборов идет активное наполнение властных структур самого Евросоюза, и еврокомисарам и евродепутатам просто ни до Киева, и ни до Кишинёва.

Вторая, предметные, а не формальные переговоры могут начаться только после 1 января следующего года, причем не в Будапеште, а в Варшаве, к которой перейдет председательство в Евросоюзе. Дело в том, что с 1 июля председательство в ЕС переходит к Венгрии, поэтому такой расклад ни Брюссель, ни Киев с Кишинёвом совсем не устраивают, на фоне неоднократных призывов венгерского премьера Виктора Орбана о необходимости отложить на неопределенное время вопрос о вступлении Украины в ЕС.

На заседании Евросовета его глава Шарль Мишель напомнил собравшимся, что Киев еще в феврале 2022 года направил заявку на вступление в ЕС. Спустя несколько дней это сделали Кишинев и Тбилиси. В июне того же года Украина и Молдавия получили статус стран-кандидатов, а Грузии в этом статусе отказали, правда, позднее, в декабре 2023 года и она стала страной-кандидатом.

Говоря о возможности вступления в «европейскую семью», еврочиновник еще раз напомнил  о необходимости выполнения странами-кандидатами ряда жестких условий для полноценного начала переговоров о присоединении к «европейской семье». Он назвал 33 требования, в их числе: обязательное антикоррупционные реформы, ограничение процессов политического лоббирования, введение правил декларирования активов для чиновников и защита языков национальных меньшинств, высокий и обеспеченный уровень безопасности, создание условий экономической стабильности, проведение эффективной судебной реформы и многое другое. При этом глава Евросовета подчеркнул, что сам по себе статус страны-кандидата, а также начало переговоров еще не означают обязательного вступления страны в Евросоюз и допустил, что Украина и Молдавия «могут стать членами ЕС не раньше 2030 года».

Действительно, Брюссель переговоры с Незалежной фактически ни к чему не обязывают. Вспомним, например, Турцию, которая в статусе кандидата находится аж с 1999 года, Северная Македония - с 2005, Черногория - с 2010, а Сербия - с 2012 года. Последней в ЕС вступила Хорватия, и произошло это одиннадцать лет назад.[2]

Напомню, что решение о запуске переговоров о членстве Украины и Молдавии в ЕС, было принято по итогам саммита ЕС в декабре прошлого года.

Тогда глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба заявил, что «Украина готова попрыгать и сплясать для выполнения условий вступления в ЕС». Так что «танцы с бубнами» можно начинать. А может быть и не надо? Ведь в Киеве, да и Кишиневе, уже сейчас заявляют, что все требования ЕС они выполнили в полном объеме. Как говорится, «свежо предание, но верится с трудом!». О каких судебных и антикоррупционных реформах, а тем более, о защите языков национальных меньшинств может идти речь? Может быть, о русском или о венгерском?

Что касается статуса русского языка, на котором говорит большая часть населения Украины, то, во-первых, какой же это язык национальных меньшинств? А, во-вторых, русскоязычному населению на Украине в последние годы стало просто невозможно отстаивать свои права. Простой вопрос - в Брюсселе это не видят и об этом не знают?

Если говорить о венгерском языке, то судя по инфоромации Euractiv, Будапешт долгое время блокировал начало переговоров, и более того, Венгрия выдвинула свои 11 требований, включая соблюдение прав национальных меньшинств, торговлю, борьбу с коррупцией, сельское хозяйство, внутренний рынок и добрососедские отношения. Еще полгода назад венгерский премьер Виктор Орбан говорил о невозможности принять Украину в ЕС из-за высокого уровня коррупции и проблем с агропромышленными ресурсами. По его мнению, «если позволить украинскому сельскохозяйственному сектору войти в систему Европы, то он разрушит ее на следующий же день. Без трансформации системы субсидий на сельское хозяйство мы не можем их принять. Последствия будут ужасны» и предупредил, что «Венгрия пока остается непреклонной и не хочет видеть ни Кишинев, ни Киев в своих рядах». При этом, премьер-министр Венгрии поинтересовался у руководства ЕС, примут ли Украину в Евросоюз вместе с новыми регионами РФ? Вопрос, действительно на засыпку! Но в итоге на Венгрию надавили и заставили снять вето в связи с тем, что в рамки переговоров с Украиной добавлены дополнительные формулировки о национальных меньшинствах и защите языков.

После этого, как сообщили источники   в Financial Times и Politico, 12 июня руководство ЕС вернулось к формальному обсуждению евроинтеграции Украины и Молдавии. Как сообщила на брифинге в Брюсселе представитель Еврокомиссии Ана Пизонеро, «сейчас дипломаты стран Евросоюза согласовали рекомендации Еврокомиссии о начале переговоров с Украиной и Молдавией по их присоединению к союзу».

Однако, по мнению министра иностранных дел Чехии Яна Липавского «новые страны должны вступать в Евросоюз поочередно на основе результатов проделанных реформ, а не группами». Глава чешского МИДа высказался в пользу так называемой соревновательной «модели регаты», предполагающей конкуренцию между странами-кандидатами на вступление в ЕС.[3]

Начало переговоров с тут же одобрил «просроченный президент Незалежной» - Владимир Зеленский, назвав рекомендации Еврокомиссии по вступлению страны в ЕС правильным шагом. В свою очередь, президент Молдавии Майя Санду заявила, что решение Еврокомиссии свидетельствует о признании усилий руководства республики, что подтверждает проведение Молдавией серьезных реформ. Но и здесь есть примерно тот же вопрос, что задал Орбан. Напомню, что Молдавия намерена была вступить в ЕС вместе с Приднестровьем. Об этом президент страны Майя Санду заявляла еще несколько лет назад и допускала, что присоединение к Евросоюзу может пройти в два этапа: сначала присоединится правобережье Днестра, а затем - Приднестровский регион. Но, как обычно, об этом пока не спросили его население.

При этом большая часть участников встречи в Люксембурге старательно подчёркивала, что процедура вступления стран в ЕС оговорена Маастрихтским договором 1993 года, в соответствии с которым, после определения точных тем переговоров страна-кандидат должна подготовиться к выполнению законов и стандартов ЕС, и только потом Еврокомиссия выносит заключение о готовности страны стать членом Союза. Далее созывается межправительственная конференция, на которой все стороны подписывают договор о присоединении, который должен быть ратифицирован парламентами всех 27 стран-членов ЕС. Поэтому уже сейчас ясно, что процесс вступления, если он и состоится,  может занять не один год.

Чтобы ни у кого не было сомнений, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок на всякий случай «забила последний гвоздь»:  «ни одна из заявок на вступление в ЕС не может быть рассмотрена в ускоренном режиме». При этом она обещала министру иностранных дел Украины Дмитрию Кулебе, что страна станет членом ЕС в обозримом будущем, правда, не уточнила в каком.

Посол ЕС на Украине Катарина Матернова также подтвердила, что самым реалистичным сроком вступления Украины в ЕС можно стать 2030 год. По ее словам, для этого стране потребуется провести еще немало реформ, причем и в самом ЕС должны произойти за эти годы внутренние политические изменения.

Эта ситуация напоминает ситуацию с Турцией, когда Дэвид Кэмерон в его бытность премьер-министром Великобритании, заявил в интервью телеканалу ITV в 2016 году. Правда, тогда это было сказано гораздо откровенней: «Даже близко в планах ЕС нет возможности, чтобы Турция стала членом в ближайшее время. При сохранении нынешней скорости прогресса, они, возможно, доберутся до момента присоединения, примерно, к 3000 году, если верить самым последним прогнозам».

Есть еще один важный вопрос. Почему европейские политики и партии на выборах в Европарламент не сделали вопрос присоединения Украины и Молдавии к ЕС одним из ключевых в своих предвыборных программах? Причин этому несколько.

Во-первых, трудно себе представить, чтобы страну, где правит нелегитимный президент, в которой введено военное положение и где буквально отлавливают мужское население для отправки на фронт, европейское общество ждет в свои ряды.

Во-вторых, европейцы все чаще стали подсчитывать, во что им обходится помощь Украине и конфликт с Россией. Кстати, Германия из-за своего участия в конфликте на Украине уже потеряла порядка 600 млрд. евро. На этом фоне, только мысль о том, что Украина может в ближайшее время стать еще и членом ЕС вызывает у европейцев массу болезненных вопросов. Это какие же будут на нее расходы? Там не привыкли жертвовать своим благополучием.

Что в итоге?  Люксембургские потуги и обещания относительно вступления Украины и Молдавии в ЕС выглядят крайне двусмысленно и явно политизировано. Украина и Молдавия никогда не соответствовали и в ближайшие годы не будут соответствовать даже формальным критериям для вступления в Евросоюз. Но чего не сделаешь ради «своей большой политики». В конце-концов это же пока разговоры и не более.

Каково отношение России к происходящему?

По словам президента России Владимира Путина, «Мы никогда не выступали против членства Украины в Евросоюзе, но мы всегда были против военного освоения украинской территории и возражали против присоединения Украины к НАТО, потому что продвижение альянса к границам России угрожает безопасности страны. Вот против чего мы выступали. Но что касается экономической интеграции – да ради бога, это их выбор».

Так что отсчет пошел, на годы… Будем наблюдать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал:
https://t.me/interaffairs

СВО
1,21 млн интересуются