Рассмотрим причину 1:
Представьте себе ребенка, который в силу своего возраста использует только устную речь. Примерно перед школой он узнает, что слова пишутся не так, как их произносят.
Теперь переместимся с вами в 1 класс.
Ребенку не
просто надо научится писать печатными и прописными буквами, но еще и запомнить в каких случаях надо изменять буквы, не соответствующие звучанию. Уже не мало, согласитесь. Многие слова он впервые видит написанными. Его мозг начинает сразу откладывать эти образы в память.
Но у нас в школьной программе не все так просто. В один прекрасный момент решили внедрить фонетику в полной ее красе (можно подумать, что выпускники ринутся потом на филологический).
Благодаря этим «замечательным» транскрипциям ребенок учится писать одновременно 2 варианта одного и того же слова: правильный и «как слышится». Его мозг фиксирует оба варианта, а когда нужно будет выбирать как же писать это слово в диктанте, то ребенок выдаст наугад любой из этих вариантов.
Прошу заметить, что так происходит не потому, что дети стали глупее, или они ленятся. Они просто выдают то, что добросовестно сохранила их память.
На СО я всегда очень рекомендую родителям оставить лишь устные задания, касающиеся фонетики. То какой результат дает это небольшое отклонение от программы, я ощутила и на своих детях, и услышала позитивные отзывы от других родителей.
Причина 2:
Как ни банально это звучит, нехватка чтения.
Ребенок должен увидеть много правильно написанных/напечатанных слов, тогда мозг их запомнит. Наш язык очень сложный, правил и исключений слишком много (я не знаю подобных аналогов ни в одном другом языке мира).
Зазубривание правил, к сожалению, крайне слабо способствует грамотному письму.
Любой преподаватель подтвердит вам, что ребенок может идеально знать правила, но абсолютно безграмотно писать.
(Как пошагово эффективно учить ребенка письму разберу в следующей статье).
Это самые важные 👆 причины.
Разумеется, есть и много других причин: неразвитая способность длительно удерживать внимание, просмотры чатов и каналов с массой речевых и орфографических ошибок, отсутствие причин (с точки зрения ребенка) учиться правильно писать и т.д.