Когда педагог, работая на творческом кружковом занятии с ребятами с ментальными нарушениями, терпит крики и визги детей - это вполне обычное явление.
Ну, действительно, нечего ребенка винить за то, что его, такого маленького, испуганного, ничего не понимающего, привели в незнакомое место, к чужим людям и заставляют делать то, чего он никогда в жизни не пробовал делать.
И такое довольно часто происходит у нас на работе в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ (в частности, в нашем "творческом" отделе). У ребенка никто не спрашивает, хочет ли он, может ли он - просто заводят (или заталкивают) в кабинет, а дальше - как повезёт.
А ведь "везёт" далеко не всегда!
Допустим, даже если ребенок понимает обращенную речь, а то и сам разговаривает - это далеко не весь набор качеств, позволяющих ему отлично проявить себя на занятии той же музыкой, или лепкой, или рисованием, или... в общем, отдельно укажу мой любимый кружок - оригами!
Меня часто спрашивают, почему я вообще отдала предпочтение этому сложнейшему искусству при работе с детьми, которые приезжают к нам в стационар...
Отвечу!
- Во-первых, я занимаюсь не только оригами, но и другими "бумажными" направлениями (например, айрис-фолдингом, пейп-артом или рваной аппликацией). И, уверяю, многие из этих направлений - для тяжелых ребят могут оказаться еще сложнее!
- А если даже и нет... ну, как сказать попроще... для остальных видов деятельности требуется слишком много материала. А этого добра у нас - довольно ограничено! И не могу я отдавать его на растерзание тем ребяткам, которые явно только всё испортят. И тогда, пардоньте, что останется другим детям? Как я буду с ними заниматься? На пальцах?
- А бумагу А4 - хотя бы пока выдают постоянно (ну да, конечно, куда денутся, сами же кипы документации и писанины хотят)... А для оригами (за неимением специальной "бумаги для оригами") - это основное сырьё! Как-то так...
- Во-вторых, каким бы ни было это искусство сложным, есть в нем и совсем простые приемы, и совсем легкие базовые формы, с которыми, в принципе, даже малыши смогут справиться (если поймут и захотят).
- В-третьих, работа с цельным листом бумаги, как мне кажется, очень удобна для работы с ребенком методом "рука в руке", гораздо удобнее, чем брызги и шлепки чего-нибудь липкого и пачкающего! А еще, если ребенок, не желающий заниматься, швырнет кусок бумаги в педагога - это гораздо безопаснее, чем получить в лоб тюбиком или кубиком.
- А для самих ребят - ну правда, польза огромная! Ведь оригами развивает и мелкую моторику, и глазомер, и способность регулировать силу нажима и координировать движения сразу обеих рук! И, кстати, именно аутичным (только усидчивым!) детям "заходит" почему-то именно оригами.
А вообще, если этот кружок изначально прописан в бумаге, полученной от наших "специалистов-диагностов", то ни мне, ни детям, от занятий не убежать. Так-то...
К тому же, иногда бывают случаи, когда само складывание фигурок является отнюдь не основным элементом занятия! Порой оно дополняется ну та-акими интересными явлениями, что я сама не устаю удивляться некоторым детям!
Ну, хотя бы как в случае с Павликом...
Павлик
Мальчик из стационара, 11 лет, ментальные нарушения.
Навыки самообслуживания - соответствуют возрасту, речь - внятная, богатая, разве что не окрашенная эмоционально, взгляд - в одну точку и сквозь собеседника. В основном находится "в себе", особо не реагируя на людей... но на вопросы - всегда отвечает, автоматом, и все инструкции выполняет точно так же.
На занятиях - со всеми заданиями справляется, без эмоций, берет - и делает. Не получается - разворачивает поделку и начинает делать снова. Да просто супер! Мне - нравится!
А иногда Павлика - "прорывает"!
Что он делает? Нет, не кричит, не кусается, на соседей не бросается! Но зато... говорит, говорит, говорит, говорит, говорит... ! Уууу, может говорить весь урок, как радио, и его не остановить! Ведь после того, как его оборвешь, он пару-тройку секунд передохнёт, а потом - будто бы включает продолжение "аудиолекции". Ну серьёзно!
Итак, делаем машинку-оригами
В подгруппе - трое ребят, все примерно одного возраста.
Павлик - молча складывает, поглядывая на схемку. А потом, ни с того ни с сего и непонятно к кому обращаясь, говорит:
- А вы знаете, кто изобрёл первый автомобиль? Это был выдающийся инженер-конструктор из Германии, Карл Бенц! Именно он в 19 веке изобрел двигатели внутреннего сгорания. И его изобретение занимает особое место в...
Короче, дальше началась полномасштабная лекция, из которой я запомнила только начало (будем честны, я не сильна в этой теме, поэтому, законспектировала в блокнотик). Павлик говорил так, будто бы по книге читал. В одной интонации, почти без пауз... И без запинок!
Ваааау! Конечно, у людей с его "особенностями" иногда бывают такие "умения", но наблюдать это воочию и слышать своими ушами - оооо, всё равно, жуть как интересно!
Другое занятие - делаем кораблик-оригами
Ну, обычный такой, совсем простецкий! Основная задача там - не столько кораблик сложить, сколько раскрасить его мелками и изобразить подробные детали насколько фантазии хватит.
Павлику, видимо, хорошо "хватало" - стал этажи вырисовывать, старательно одинаковые окошки выводить...
И снова - вопрос "в пространство":
- А вы знаете Титаник?
А девочка, которая сидела рядом с ним только вздохнула:
- Ну вот, опять сейчас начнется...
И была права. Павлик - действительно "начал":
- В ночь на 15 апреля 1912-го года... в водах Северной Атлантики... полторы тысячи человек...
И опять - без пауз и запинок, ровным текучим безэмоциональным текстом, как в книге, Павел завел монолог. А потом еще сказал, что в официальных источниках пишут не "полторы тысячи человек", а точные цифры. И он их назвал! Честно, не помню цифры, которые назвал, и не записала, но уверена, что точные!
Отмечаю для себя: как же все-таки интересно заниматься с Павликом! Нет, не сама тема, не то, что занятие такое познавательное, а сам факт, что на уроке сидит ТАКОЙ ребенок! Ну и небольшое удивление, что я реально получаю от занятия удовольствие, а не дежурное чувство напряжения!
Так до конца урока Павлик всем рассказывал о Титанике, Британике и еще о каком-то лайнере... А народ-то - слушал, не болтал и не прерывал. И я - тоже не прерывала. Почему? А, не хотела!
А потом в конце урока похвалила ребят и сказала, что на следующем занятии будем складывать грибочки. Поэтому, попросила детей вечерком у себя в группе раскрасить зеленым карандашом листы бумаги, т.к. это будут основы, на которые мы эти грибочки наклеим...
Занятие по складыванию грибочков
Не вся подгруппа на урок явилась. Павлика - нет! Ох, нехорошо... Может, заболел? Но в рабочем чате нет сообщения о выписке. Странно...
Минут через 10 воспитательница стационара приводит взъерошенного Павлика:
- Вы уж извините, что он опоздал. Мы с ним сейчас вместе листочек раскрашивали, торопились. Он вчера не успел. Очень уж переживал, так что я помогла ему раскрасить.
А потом наклонилась надо мной и на ушко мне прошептала:
- Мне сменщица сказала, он вчера весь вечер учебник биологии зубрил. Только вы не смейтесь над ним, пожалуйста, и не ругайте за листочек.
Ну да, я прямо монстр! Буду и ругать, и смеяться, и обзываться! Да я могу еще и укусить, рррр!
Даю Павлику "свежий" лист для изготовления грибочка, объясняю ему те шаги в инструкции, которые он пропустил. Павлик, конечно же исполняет... Потом показываю ему готовый образец грибочка.
Он смотрит, смотрит, крутит в руках, а потом выдаёт:
- Грибы - это особое царство эукариотов, которые сочетают в себе признаки и растений, и животных... Грибы делятся на виды...
И - снова! Беспрерывный связный(!) текст, термины, всё как в учебнике! И гордый Павлик, который, как казалось, был воодушевлен тем, что его слушают, не прерывают и не машут на него рукой.
А что потом?
Когда воспитательница после урока пришла забирать детей, она сказала, что Павлик, оказывается, переживал не только перед занятием, из-за нераскрашенного листочка. А переживал он уже с вечера, ведь он знал, что занятие будет посвящено грибам. А он - не знал эту тему, вот и нервничал.
И интернета - тоже под боком не было! У самого Павлика - кнопочный телефон, а сосед по палате - не захотел делиться. В общем, пришлось сменщице рыскать по шкафам и искать ему учебник биологии. И нашли же!
А я - искренне восхищаюсь Павликом и радуюсь, что его "особенности" проявляются именно так! Полезно, интересно и без вреда для окружающих. И сама готова "навредить" тому, кто станет над этим смеяться.
А Вам, дорогие читатели, тоже желаю каждый день получать много всего интересного и приятного.