Так считает Анзор Музаев, глава Рособрнадзора. Он выступил с этой темой на Петербургском международном экономическом форуме 8 июня 2024 года. С 1 сентября 2024 года контрольные работы по предметам должны составлять не более 10% учебного времени.
Анзор Музаев сказал, что Рособрнадзор приложит все усилия, чтобы следить за ситуацией с количеством контрольных работ в следующем учебном году. Все контрольные работы, которые проводят школы, должны будут согласовать с Рособрнадзором. За выявленные нарушения будут наказаны руководители образовательных учреждений, муниципальные и региональные руководители администраций образования. Глава Рособрнадзора считает, что контрольные работы раздражают учителей, школьников и их родителей.
ВПР и мониторинг МЦКО в это число не входят, к тому же оценки за эти тесты не ставятся, на итоговые никак не влияют. Но очень хочется спросить - тогда зачем вообще они проводятся каждый учебный год. Для кого собирают итоговые результаты? Как, потраченное на них учебное время, конкретно повышает качество образования? Много недовольств было в отношении именно этих контрольных работ, которые А. Музаев называет тестами.
Разговоры о ВПР, МЦКО, контрольных работах и домашних заданиях ведутся несколько лет и на разных уровнях. Самое главное, что об этом говорит кто угодно и решение принимается не специалистами-педагогами, а чиновниками.
Эти разговоры уже и до президента страны дошли. В. В. Путин дал поручение до 1 декабря 2024 года разобраться с этими вопросами. На сайте Кремля есть официальный документ. В этом документе информация не только про контрольные, там говорится о более детальных изменениях в обучении.
Если следовать логике выступления главы Рособрнадзора, можем сделать вывод, что ничего не изменится, уменьшится только количество контрольных работ. Все школьные учителя согласятся с тем, что все учебные предметы перегружены, а количество учебного времени ограничено, поэтому на уроках учителя не успевают его проходить, поэтому вынуждены больше задавать для самостоятельного изучения дома. Чтобы разгрузить школьников от контрольных и домашних заданий, нужно сокращать учебные программы.
Теперь давайте обратим внимание на количество контрольных работ с учетом новых требований. Если предмет 1 час в неделю, 34 час в год, то за учебный год полагается 3 контрольные работы, если 2 час в неделю, 68 час - 6-7 контрольных можно и т. д.
Может, вообще отказаться от контрольных? Только за что тогда ставить отметки, чтобы потом вывести итоговую за четверть и год? Контрольная работа - это несколько разных заданий на разные темы, сразу видим, что усвоил ученик, а над чем надо поработать. Если меньше контрольных работ, то меньше количество отметок, а про объективность их лучше помолчать. За устные ответы всегда оценки выше, чем за письменные контрольные. А при новом подходе к количеству контрольных получим за устные ответы хорошие отметки по предметам, но качество знаний будет ниже.
Все мы учились в школе, знаем, что такое устный ответ, на перемене выучил абзац параграфа, на уроке поднял руку, рассказал, а следующие 3-4 урока отдыхай, можно и не готовиться дома. А без контрольных останутся многие важные темы. Есть такие темы, которые связаны с другими, не усвоили дети первую, то и со второй темой ничего не получится. Для этого и нужен промежуточный контроль. Очень часто школьники все самостоятельные, проверочные, тестовые работы не на весь урок, называют контрольными, поэтому и создается впечатление что контрольных много.
Есть мнение, что учителя злоупотребляют контрольными работали, часто их проводят и не делают работы над ошибками. Интересно, кто такие выводы об учителях делает? Если в тетрадке не написали слова "Работа над ошибками", то это совсем не значит, что такой работы нет. Опытный учитель с каждым учеником разберет его индивидуальную ошибку, но не станет при всём классе говорить об этом.
Сделаем вывод о предстоящих изменениях с контрольными. Будут жестко контролировать, а нарушителей наказывать. Для учителей будет проблема накопления отметок по предмету и меньше объективности об усвоении знаний учащихся. Программы никто сокращать не собирается. ФГОС и единые программы составлены уже, деньги потрачены.
Да и вообще в настоящее время все больше и больше внимания уделяется воспитанию и воспитательной работе. Я считаю, что на первом месте должно быть обучение, уровень преподавания и твердые знания по предметам. Это основа развития цивилизации. Воспитанность и воспитание зависят от политического строя страны, вчера были одни требования, сегодня - другие, а завтра всё предыдущее может уже и не пригодится.