Удаленная работа во время пандемии Covid-19 привела к росту рождаемости среди женщин, занятых на высокооплачиваемых позициях.
Пандемия оказала сильное влияние на здоровье, экономику и социальную жизнь населения практически во всем мире. Ее последствия были как негативными, так и позитивными для отдельных сфер жизни, а в некоторых случаях — и неожиданными. Как выяснили ученые Норвежского института общественного здравоохранения и Сессекского университета Бернт Братсберг и Сельма Вальтер, спустя девять месяцев после введения карантина по Covid-19 обнаружилось «значительное и устойчивое увеличение числа рождаемости». Фактически, делают вывод ученые, поддержать рождаемость могут не только пособия, но и изменение подхода к графику работы у женщин.
Рост рождаемости, в первую очередь, отмечался в так называемых «жадных» профессиях, традиционно требующих от женщин много сил и времени. Как констатируют авторы исследования «Влияние гибкости на работе на фертильность», повышение гибкости в подходе к формату работы (удаленная и гибридная форма) в условиях карантина из-за Covid-19 позволило высокооплачиваемым работницам найти компромисс между карьерой и семьей.
Женщинам часто по-прежнему платят меньше, чем мужчинам, за одинаковую работу. К примеру, в Норвегии, где существуют относительно равноправные гендерные нормы, разница в оплате труда мужчин и женщин составила 12,4% в 2022 г. Ученые представили теоретическую модель карьеры, основанную на подходе американского экономиста и нобелевского лауреата Клаудии Голдин. Женщины, как правило, пытаются совместить множество «жадных работ», как называет их профессор Голдин, с домашними делами. Термин означает ответственную работу, при которой почасовая заработная плата увеличивается с ростом количества или типа отработанных часов (вечера, выходные, праздничные дни). Такая работа требует высокой занятости и самоотдачи.
У женщины есть две большие потребности во времени: работа и дети — и она делает оптимальный выбор между ними. Гипотеза ученых заключалась в том, что усердная работа сопровождается тяжелыми нагрузками, что делает ее менее совместимой с семейными обязанностями, чем работа обычная.
Но дети также предъявляют ко времени женщины требования, сравнимые с интенсивной работой: необходимость ухаживать за больным ребенком или забирать его после окончания занятий в школе — все это происходит в определенные часы. Эти часы могут совпадать с основными рабочими часами, что вынуждает женщину делать выбор между работой и семьей. Услуги по уходу за детьми в нерабочее время, как правило, менее развиты и стоят дороже.
Работа на дому может позволить женщине совмещать профессиональную деятельность и уход за детьми, и при большей гибкости использования рабочего времени вероятность рождения ребенка возрастает для всех женщин.
Для анализа авторы исследования использовали карантин из-за Covid-19 в Норвегии в марте 2020 г. Норвегия пережила меры по дистанцированию, ограничения на поездки, закрытие школ и предприятий сферы услуг, большинство специалистов перешли на работу из дома.
«Мы фиксируем устойчивый рост числа рождений детей через девять месяцев после начала карантина из-за Covid-19. Зафиксирован рост на 11% от числа рождений за тот же период тремя годами ранее», — говорится в документе. Речь идет о Норвегии, однако в Соединенных Штатах пандемия Covid-19 также вызвала бум рождаемости среди женщин, особенно среднего возраста с высшим образованием. Такой же бум рождаемости наблюдался в Финляндии и Испании.
Рост рождаемости был в основном отмечен среди женщин с менее гибкой занятостью до карантина. То есть пандемия позволила женщинам сочетать карьеру и семью. Кроме того, рождаемость чаще увеличивалась у женщин с доходом выше среднего.
До сих пор обсуждение проблемы снижения рождаемости было сосредоточено на таких мерах политики, как отпуск по беременности и родам и уход за детьми, констатируют авторы исследования. Но проведенный анализ указывает на важность еще одного аспекта — гибкого подхода к рабочему времени, что может влиять на принятие решений о рождении ребенка и приобретать все большее значение по мере изменения характера работы.
Демографическая проблема остро стоит во всем мире, не только в Норвегии, отмечает социолог, аспирант НИУ ВШЭ Игорь Олейников. Результаты исследования очень показательны и могут помочь решить задачу с увеличением рождаемости. Пандемия изменила взгляды экономистов и социологов на многие вещи, коснулась она и рынка труда. То, что казалось невозможным до ковида, сегодня стало нормой. И изменение отношения к удаленному формату работы, в первую очередь, для женщин, в самом деле может повлиять и на профессиональную деятельность, и на демографию.
Автор: Алла Кораблева
Материалы по теме:
- Индия идет на обгон. Страна может развивать производство или сектор услуг
- Электромобили опасны для пешеходов. Статистика ДТП складывается не в пользу экологически чистых моторов
- Заграница им поможет. Почему иммигранты создают успешный бизнес
- Специалисты остаются дома. Надо ли возвращаться к офисному режиму работы
Все материалы «Эксперта» на expert.ru