Троица — это не только сложная богословская теория о троичности Бога. Это образ, прочно отпечатавшийся в нашей национальной культуре. В этом материале выясним, как повлияла «Троица» Андрея Рублёва на русскую иконопись и как шедевр 15 века вышел за пределы религиозного искусства.
«Троица» Андрея Рублёва: тихая трапеза
Икону «Троица» Андрей Рублёв написал для Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра). В местном соборе она находилась около пятисот лет. Большую часть этого времени мастерство иконописца скрывали от прихожан оклады. Иван Грозный облачил икону в золото, а Борис Годунов преподнес оклад, усеянный самоцветами. В 18 веке почти всю центральную часть иконы скрыли под серебряной ризой. Из-под нее виднелись только лики ангелов, кисти рук и стопы. Долгие годы живопись Рублёва была недоступна зрителю. Оклад отделили от иконы только после революции.
Андрей Рублёв изобразил на иконе сюжет из ветхозаветной библейской легенды о древнем старце Аврааме. К нему и его супруге Саре явились трое странников, которые предрекли престарелой бездетной паре рождение сына. Авраам догадывался, что к нему явилось божество, и устроил для гостей трапезу под дубом Мамврийским. Но в «Троице» Рублёв почти не обращает внимания на обстоятельства, при которых появились ангелы. На библейский сюжет намекают дерево, палаты Авраама и чаша с головой тельца, которая отсылает к жертве Христа.
Рублёв намеренно отказывается от сюжетных и бытовых подробностей. В центре внимания иконописца не удивительная история из жизни Авраама, а духовное единство ангелов, согласие между ними. Средний ангел на иконе возвышается над остальными, но он не главный — они равны, даже по размеру. Так Андрей Рублёв выразил сложную догматическую идею о троичности Бога: каждое лицо Троицы — Бог, но они не три Бога, а единое божественное существо. Это духовное единство до Рублёва изобразить не удавалось.
Ангелы у Андрея Рублёва равны, но не одинаковы: у каждого из них есть едва уловимые приметы. Лик путника слева строгий, его брови нахмурены, а руки сложились в благословляющем жесте. Предполагают, что это изображение Бога-Отца. Средний ангел покорно склонил голову. На его одеждах древнеримский клав — нашивное украшение знатных людей. В иконописи это атрибут Христа, Бога-Сына. Выходит, что правая фигура, самая одухотворенная и женственная, изображает Святой Дух. Искусствоведы до сих пор спорят, намеренно ли Рублёв допустил эти различия и возможно ли на их основе предполагать, какое воплощение триединого бога символизирует каждый ангел. Может быть, автор, наоборот, хотел сделать ангелов максимально похожими и подчеркнуть этим триединость Бога? Ответить на этот вопрос пока (или уже) невозможно.
Троица после Рублёва: реалистичные ангелы и подробности застолья
В православной иконописи работа Рублёва стала каноном. Русские иконописцы, которые обращались к этой теме после него, изучали опыт Рублёва, хотя по-разному его трактовали.
В 17 веке Симон Ушаков решил вырваться из рамок канонов. Он попытался сделать фигуры ангелов объемнее, добавить им человеческой телесности. Его «Троица Ветхозаветная» кажется вполне земной, а жертвенный стол с чашей приблизился к мирской жизни настолько, что превратился в натюрморт.
Главная особенность в трактовке образа Троицы Нестеровым — совмещение «почерков» разных эпох и стран: Древней Руси, Византии, итальянского Возрождения, русского реализма.
Эскиз «Троицы Ветхозаветной» Нестеров выполнил для санкт-петербургского храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Художник сохранил основные канонические элементы: изобразил трех крылатых ангелов, сидящих под дубом Мамврийским вокруг стола для трапезы. Кажется, все по традициям Рублёва. Но Нестеров делает ангелов почти реальными: нет неестественных ломаных поз, религиозных жестов. При этом ангелы не кажутся и обычными земными созданиями. И дело не только в роскошных крыльях. Их лики светлы и благообразны, с едва уловимой скорбью. Прямо как у Рублёва.
«Троица» Рублёва в 20 веке: в кино и в космосе
Самым ярким обращением к образу Троицы в русском искусстве 20 века оказалось творчество Андрея Тарковского. Он заинтересовался этой темой, когда работал над фильмом «Андрей Рублёв». «Троица» в цвете завершает черно-белую картину Тарковского и символизирует конец творческим поискам и мучениям иконописца: он наконец-то осознал необходимость своего искусства — символа духовного объединения разрозненных междоусобицами русских земель.
В свои следующие фильмы Тарковский вставляет репродукции «Троицы» в качестве самоцитаты. Она появляется в «космическом» «Солярисе»: Крис Кельвин привез с собой на станцию репродукцию иконы. Еще одну репродукцию «Троицы» можно увидеть в «Зеркале». В фильме «Сталкер» режиссер снова возвращается к этому образу, но теперь показывает в кадре не шедевр Рублёва, а сцену, вызывающую в памяти ангелов за столом, но противоположную по настроению и обстановке: композицию иконы Рублёва повторяют главные герои фильма — Сталкер, Писатель и Профессор. «А все-таки жизнь „Троицы” продлилась сквозь века: она жила тогда, она живет сейчас, и она связывает людей 20 века с людьми 15 века, — писал Тарковский в статье «Запечатленное время». — Можно воспринимать „Троицу” просто как икону. Можно воспринимать ее как великолепный музейный предмет — скажем, как образец живописного стиля определенной эпохи. Но есть еще одна сторона в восприятии этой иконы, этого памятника: мы обращаемся к тому человеческому духовному содержанию „Троицы”, которое живо и понятно для нас».
Новеллу «Колокол» из фильма «Андрей Рублёв» Андрей Тарковский снимал в Суздале — там даже установлен памятник режиссеру. В древнем городе Тарковский отыскал атмосферу давно ушедшей в прошлое феодальной Руси — неповторимые памятники русского зодчества и бескрайние природные просторы. При поддержке банка ВТБ в Суздале открыта выставка «Русский феникс. Суздальская земля». На выставке представлены уникальные экспонаты. В их числе первая копия русской святыни — иконы Владимирской Богоматери, привезенной из Византии в 12 веке. Предположительно, копия исполнена Андреем Рублёвым — автором известной «Троицы».