В Минске призывают уделить более пристальное внимание позиционированию СНГ на международной арене. Среди озвученных республикой направлений такой работы – активизация сотрудничества и сопряжение интеграционных процессов в СНГ с региональными объединениями, такими как ЕАЭС и ШОС. В рамках Союзного государства Беларусь и Россия уже участвуют в реализации приоритетов экономической стратегии СНГ. По каким направлениям это происходит, и с кем еще может развивать взаимодействие Союзное государство, разобрала старший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси Альбина Сибирская.
21 июня состоялось заседание Экономического совета СНГ, на повестке которого было обсуждение перспективных направлений для укрепления экономических связей. Такое укрепление будет способствовать увеличению объемов торговли и экономического сотрудничества, развитию инфраструктуры, совместных производств и инновационных проектов для повышения конкурентоспособности региона на мировой арене.
В условиях нарастающего геополитического противостояния и усиления протекционизма в международной торговле Россия и Беларусь активизируют экономическое сотрудничество с дружественными государствами через формат многосторонних организаций, предлагая богатый опыт успешной региональной интеграции. Действительно, на фоне дезинтеграционных процессов в Евросоюзе и серьезных разногласий внутри НАТО модель взаимовыгодного партнерства в рамках СНГ, ЕАЭС, ШОС и объединения БРИКС представляется привлекательной альтернативой для многих стран мира. Принципы уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела и стремления к достижению взаимных компромиссов позволили Союзному государству выстроить систему тесного союзнического сотрудничества, сохранив при этом политическую самостоятельность наций.
Каким опытом может поделиться Союзное государство
Интеграционное сотрудничество Союзного государства России и Беларуси в 2023-2024 гг. демонстрирует значительную динамику развития во всех ключевых сферах взаимодействия. Углубление двусторонних связей в торговле, промышленной кооперации и научно-технической области обусловлено стремлением к формированию единого экономического пространства, основанного на принципах равноправного партнерства и взаимной выгоды.
В области торгового сотрудничества наблюдается устойчивый рост взаимной торговли товарами и услугами. Согласно данным Евразийской экономической комиссии, товарооборот между Россией и Беларусью в 2023 г. достиг рекордного уровня в $53 млрд, увеличившись на 6% по сравнению с предыдущим годом. В структуре взаимной торговли преобладают минеральные продукты, машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности и металлы.
Важным направлением интеграционного сотрудничества является промышленная кооперация. Российские и белорусские предприятия активно участвуют в совместных проектах по созданию высокотехнологичной продукции, в том числе в области машиностроения, энергетики, авиакосмической и оборонной промышленности. Примером успешного взаимодействия может служить проект по производству среднемагистрального самолета МС-21, в котором задействованы предприятия Объединенной авиастроительной корпорации России и холдинга «Авиаремонтный завод №407» Беларуси.
Кроме того, в 2023 г. был запущен масштабный проект по созданию совместного российско-белорусского предприятия в сфере микроэлектроники. Согласно информации Министерства промышленности и торговли России, данный проект предусматривает строительство завода по производству микросхем и электронных компонентов в России с участием белорусских партнеров. Это позволит обеспечить импортозамещение в стратегически важной отрасли и укрепить технологический суверенитет Союзного государства.
Научно-техническое сотрудничество также играет ключевую роль в процессе интеграции. В 2024 г. был утвержден новый перечень совместных научно-технических программ Союзного государства, охватывающий такие направления, как биотехнологии, информационные технологии, материаловедение, экология и рациональное природопользование. Реализация данных программ предполагает активное участие ведущих научных организаций и университетов двух стран, а также привлечение молодых ученых и специалистов. Важно отметить, что в рамках Союзного государства успешно функционирует система грантового финансирования совместных научно-исследовательских проектов. Только в 2023 г. было выделено более 100 млн российских рублей на поддержку перспективных разработок в сфере медицины, энергетики, авиакосмических технологий и других приоритетных областях.
Таким образом, интеграционное сотрудничество Союзного государства России и Беларуси в 2023-2024 годах охватывает широкий спектр направлений. Углубление двусторонних связей способствует созданию благоприятных условий для развития высокотехнологичных отраслей, повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения технологического суверенитета. Дальнейшее укрепление интеграционных процессов позволит сформировать прочную основу для устойчивого экономического роста и процветания Союзного государства.
Предлагая свой уникальный и проверенный временем опыт формирования оптимальной модели регионального взаимодействия, базирующейся на принципах взаимного уважения и учета интересов всех сторон, Россия и Беларусь способствуют укреплению стабильности в мировой экономике и политике. Такой инклюзивный подход, не ограниченный узкими рамками географического соседства, становится востребованным в условиях турбулентности современного миропорядка. Он открывает новые возможности для реализации грандиозных инфраструктурных мегапроектов, призванных соединить Евразию в единое транспортно–логистическое пространство. Рассмотрим детально сотрудничество Союзного государства России и Беларуси с такими влиятельными международными объединениями, как ШОС и БРИКС.
Партнерство с ШОС и БРИКС
Эти формы взаимодействия охватывают широкий спектр направлений, включая торговлю, совместные научные проекты и промышленную кооперацию. Торговые отношения Союзного государства с ШОС и БРИКС демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. Шанхайская организация сотрудничества представляет для Союзного государства и, в частности, для Беларуси особое политическое и экономическое значение. Ведь в настоящее время ШОС объединяет 9 государств с совокупным населением более 3,5 млрд человек и совокупным ВВП более $23 трлн (практически 25% мирового ВВП) и 3 страны – наблюдателя.
В настоящее время уже налажены плодотворные отношения Союзного государства со странами ШОС. Согласно статистике Евразийской экономической комиссии, совокупный товарооборот России и Беларуси со странами ШОС в 2022 г. составил $262,2 млрд, что на 36,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Основными торговыми партнерами в рамках ШОС выступают Китай, Индия и Казахстан. Товарная структура экспорта включает минеральные продукты, металлы, машины и оборудование, а импорт представлен машинами, электрооборудованием, текстилем и продукцией химической промышленности. Беларуси вступление в ШОС позволит расширить взаимодействие с новыми партнерами во всех направлениях: политическом, экономическом, научно–инновационном, в вопросах региональной безопасности.
Беларусь и Россия активно взаимодействуют с партнерами по ШОС в сфере промышленной кооперации. В частности, российские и белорусские предприятия участвуют в проектах по локализации производства высокотехнологичной продукции на территории стран ШОС. Например, в 2022 г. холдинг «Росэлектроника» и казахстанский Авиаремонтный завод №405 запустили совместное производство авионики и бортового радиоэлектронного оборудования для гражданской и военной авиации.
Другим примером успешной кооперации является сотрудничество Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) России и белорусского холдинга «Авиаремонтный завод №407 ГА» с китайскими партнерами в рамках проекта по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Общие затраты на разработку этого самолета оценивались в $13 млрд, с учетом подготовки серийного производства и создания системы сервисного обслуживания – до $20 млрд. Данный проект предусматривает не только совместное проектирование и производство лайнера, но и организацию поставок комплектующих из России и Беларуси. По проекту должны быть созданы 3 модификации нового авиалайнера:
● CR929-500 (укороченная версия) – 250 пассажиров в 3-классной компоновке, дальность полета 14000 км;
● CR929-600 (базовая версия) – 280 пассажиров в 3–классной компоновке, дальность полета 12000 км;
● CR929-700 (удлиненная версия) – 320 пассажиров в 3–классной компоновке, дальность полета 10000 км.
Ожидается, что потенциальный объем поставок составит порядка 1000 машин в течение 25 лет.
В отношении БРИКС следует отметить, что совокупный товарооборот России и Беларуси с государствами–членами данного объединения в 2022 г. достиг $43,4 млрд, продемонстрировав рост на 12% по сравнению с 2021 годом. Крупнейшими торговыми партнерами являются Китай, Индия и Бразилия. Экспорт преимущественно состоит из минеральных продуктов, металлов, древесины, а импорт представлен машинами, электрооборудованием, транспортными средствами и продукцией химической промышленности.
Страны БРИКС ведут активное сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций с момента подписания 18 марта 2015 г. одного из двух главных документов, регламентирующих научно-техническое и инновационное сотрудничество – межправительственного Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций. Кроме того, в рамках БРИКС функционирует Рамочная программа сотрудничества в области науки, технологий и инноваций, в которой принимают участие российские и белорусские научные организации. Программа охватывает такие направления, как биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии, рациональное природопользование и многие другие.
Союзное государство участвует в проектах ШОС и БРИКС по развитию транспортной инфраструктуры, энергетики, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Так, российские и белорусские компании вовлечены в реализацию инициативы «Один пояс, один путь», предложенной Китаем, а также в проекты по строительству газопроводов, электростанций и промышленных объектов в странах–партнерах.
Таким образом, сотрудничество Союзного государства России и Беларуси с ШОС и БРИКС охватывает широкий спектр направлений. Несмотря на имеющиеся вызовы, связанные с геополитической ситуацией и экономическими санкциями, данные формы сотрудничества демонстрируют устойчивую тенденцию к развитию, способствуя укреплению многостороннего партнерства и обеспечению взаимовыгодного экономического роста.
Инфраструктурный каркас для наращивания сотрудничества
При переходе во внешней торговле от многовекторной схемы к торговле в сторону стран Востока возникает проблема выстраивания новых логистических коридоров. Перспективным направлением развития транспортных маршрутов является международный коридор «Север–Юг». Он предполагает транспортный маршрут протяженностью более 3 тыс. км и соединяет Азовское море на севере маршрута с Индийским океаном на юге.
Экспорт по данному коридору имеет свои преимущества. Во–первых, время доставки сокращается по сравнению с другими маршрутами, что позволяет белорусским производителям более быстро вывести свою продукцию на иранский рынок, а также дает возможность снижения транспортных издержек. Во-вторых, данный коридор предоставляет возможность для расширения торговых связей и укрепления экономического сотрудничества между Беларусью и стран Востока и Азии, такими как Иран, Индия, Китай, Казахстан.
Углубление интеграционных связей Беларуси и России приведет к сокращению административных процедур и исключению необходимости оформления некоторых транспортных документов. Вместо этого все процессы могут быть совершены онлайн, что ускорит процедуру оформления и снизит вероятность ошибок. Цифровизация делопроизводства и контроля перевозок также позволит таможне и логистике получать доступ к информации о грузах в режиме реального времени.
Приоритетным остается решение проблем с железнодорожными пунктами пропуска на российско-китайской границе, где пропускная способность недостаточна из-за резкого увеличения объемов поставок товаров. Этот вопрос требует совместных усилий и согласования между двумя странами. Полезным механизмом может стать организация «зеленых коридоров» для отдельных товаров, при которых грузы можно будет доставлять на специальные склады в Китае без перегрузки и простоя. Это позволит сэкономить время и улучшить эффективность доставки.
Такой подход может потребовать предварительной организации и согласования логистических процессов, включая оформление документов и таможенные процедуры. Однако, необходимо проконтролировать, чтобы организация «зеленых коридоров» не создала неравные условия для других товаров и не нарушила принципы свободной конкуренции на рынке. Также важно учесть потенциальные проблемы и трудности, которые могут возникнуть во время внедрения такой системы, и разработать планы и механизмы их решения.
Вместе с тем, активно развивается и железнодорожное сообщение в рамках коридора «Север-Юг». Основными товарами, перевозимыми по этому маршруту железнодорожным транспортом, являются:продовольствие (21,2%), металлы (16,6%), древесина и бумага (9,5%), машины и оборудование (8,3%), а также минеральные удобрения (4,9%). С учетом потенциала двух видов категорий – пригодных и не пригодных для контейнеризации – совокупный потенциал грузоперевозок по коридору ожидается от 14,6 млн до 24,7 млн тонн в перспективе к 2030 г.
Альбина Сибирская, старший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси