В московском Музее космонавтики есть экспонат, который можно не только потрогать руками, но даже и посидеть на нем.
Это так называемая скамья Томаса Стаффорда.
Артефакт был изготовлен по дизайну Кейли Гейл Амина в 2015 году и привезен астронавтом Томасом Стаффордом (1930-2024) в подарок Музею космонавтики, в честь 40-летнего юбилея исторической стыковки на орбите кораблей "Союз" и "Аполлон", случившейся 17 июля 1975 года.
Я помню те события: все были охвачены чувством эйфории; казалось, открываются врата в новый, счастливый мир, где будут забыты вражда, недоверие, конфликты, непонимание, и дружная команда астронавтов и космонавтов наглядно продемонстрирует, как должно вести себя во Вселенной повзрослевшее и поумневшее человечество.
Сейчас странно и непривычно выглядят даже советские газеты тех дней - уж на что, казалось бы, официозные пропагандистские органы, так ведь и пропаганда могла быть несколько иной, чем сейчас.
И даже в 2015 году отпраздновать в Москве юбилей легендарной встречи на орбите было еще возможно.
А скамья и вправду красивая и уникальная.
Она изготовлена из полированного алюминия с нанесением лазерной резки, изображающей космические корабли. У скамьи есть индивидуальный номер и паспорт с подписью Стаффорда.
На скамье можно просто посидеть, а можно и сфотографироваться, что многие и делают.
И вовсе нелишне помянуть добрым словом самого Стаффорда. Он умер 18 марта 2024 года, но хотелось бы написать не о печальном, а о светлом и радостном.
Томас Стаффорд и Россия
Совместным полетом "Союз - Аполлон" и многолетней дружбой с Алексеем Леоновым связи Стаффорда с СССР и Россией отнюдь не исчерпывались.
В 2003 году Стаффорд и его вторая жена, Линда, усыновили двух мальчиков-сирот из детского дома в подмосковном Фрянове, и назвали их Майкл Томас и Станислав (Стас) Паттен. В момент усыновления Стаффорду было уже 74 года, а Линде 61; своих сыновей у них быть не могло, а Томасу очень хотелось иметь сына, которому он передал бы знаменитую фамилию.
Поскольку тогда печально известный закон о запрете на иностранное усыновление еще не был принят, Стаффорду, при активной помощи Леонова, позволили забрать в США двух мальчиков - тоже не малышей (старшему было около 13 лет, младшему около 9). Они ни слова не знали по-английски, но делали хорошие успехи в математике, и вскоре освоились в новой семье.
Почему он взял двоих, рассказал Алексей Леонов:
Том очень хотел, чтобы у него был ребенок с русскими корнями. Поехали в хороший детский дом, и Стаффорду там понравился мальчик. Познакомились. Чай сели попить. Мальчишка спрашивает: "А можно я своего друга приглашу? " Ну, давай друга", - отвечаем. Одному тогда было 8 лет, другому - 10 лет. Стаффорд пригласил ребят на зимние каникулы. Потом приезжает и говорит: "Я не могу их разделить". Решил усыновить обоих.
Возраст старшего мальчика на самом деле был чуть больше, но это не так важно.
Дети, благодаря дружбе, вытащили счастливый билет - и кому от этого плохо?...
Кстати, один из внуков Стаффорда (дети дочерей от первого брака) получил имя Андрей Алексей - в честь русских друзей астронавта.
В 2005 году Стаффорд стал почетным гражданином Калининграда, в 2011 награжден тогда же учрежденной медалью "За заслуги в освоении космоса", а в 2018 - Орденом дружбы.
В 2019 Стаффорд прилетал на похороны Алексея Леонова и произнес краткую прощальную речь на русском, завершавшуюся словами: "Алексей, я никогда тебя не забуду".
Так что подарок Стаффорда Музею космонавтики - не просто формальность, а дань памяти о славном прошлом, которое, увы, оказалось несбыточной мечтой. Или же "сбычи мечт" придется ждать еще очень долго. Ничего, металл выдержит.
P.S. Добавление от 25 октября 2024.
Побывала в Музее космонавтики еще раз. Скамейка на месте, причем над нею размещена проекция портретов экипажа кораблей "Союз" и "Аполлон".
И сфотографироваться можно в их героической компании. В таком удовольствии я себе не отказала. Только пришлось делать селфи, из-за чего не всё влезло в кадр.
Будете в музее - не упустите такой возможности.
Всем - мира.