Вам знакома эта мелодия? Морис Равель, "Болеро".
А эта картина В.А. Серова, думаю, многим знакома:
Говорят, художник несколько приукрасил Иду... она выглядела не совсем так... но не это имеет значение. Так увидел балерину, актрису, <натурщицу> Иду Рубинштейн художник Валентин Серов.
Композитора Мориса Равеля и балерину Иду Рубинштейн связал балет "Болеро". Иде принадлежал замысел "Болеро" - самой известной композиции музыканта. Как и другие композиторы, Равель много работал на заказ, и когда Ида попросила его создать чувственную и страстную мелодию для своего нового балета, композитор согласился. Долго тянул с заказом, как будто бы не понимая - как его выполнить? Равель был тонким, невероятно чувствительным <неземным> человеком, и...
...и очень медлительным. А Ида хотела земного, жизнеутверждающего, и быстро.
И вот однажды, грустно размышляя, что подходит день сдачи работы, а перед тем еще и потеряв право на оркестровку "Иберии" испанского композитора Альбениса / которую очень хотел получить, Равель по привычке выстукивал такт. А выстукивая такт, он вдруг... НАШЕЛ. Нашел то, что было нужно: канву будущей композиции в национальных испанских ритмах. Испания была ему близка, ведь мама, к которой композитор относился нежно, трепетно, происходила из страны басков ("маленький баск" - прозвучало в фильме "Болеро. Душа Парижа"). Сочиненную Равелем композицию можно счесть экспериментом: композитор задумал ее как "одно долгое, очень постепенное крещендо", состоящую "из оркестровой ткани без музыки". "Болеро" написано для пьесы продолжительностью 17 минут времени и исполнялось без каких-либо контрастов, но оказалось именно тем, что нужно. "Пойманная" композитором музыкальная основа повторялась в разных вариациях 17 раз. Повлияло на впечатлительного Мориса и посещение фабрики со скрежещущим металлом и визжащими шестеренками, где он тоже старался поймать ритм, за что надменная Ида однажды упрекнула его в симпатии к большевикам - "да не стоят они того!". Смущала композитора и излишне чувственная манера исполнения <весьма скандальной> танцовщицы... а собственный успех, успех "Болеро" его скорее удивил (!). "...в нем нет музыки", - так говорил он о собственном шедевре.
Тем не менее, произведение стало шедевром, "душой" тогдашнего Парижа. Знал ли разносчик или чистильщик обуви в Париже, напевавший мелодию "Болеро", кто его создал?
Может, и знал.
А история создания музыки и балета "Болеро" представлена в фильме 2024 года "Болеро" французского режиссера Анны Фонтейн, в русской версии - "Болеро. Душа Парижа". Фильм в прокате идет сейчас.
В фильме много чего представлено еще, в том числе загадки личной жизни композитора, но я ограничусь музыкальным сюжетом, который очень и очень интересен.
Интересен, т.к. раскрывает эпоху. Начало и первая треть ХХ века - время <сложного> поиска. Модерн / арт-нуво, сецессион - назовите как хотите. Что-то искал музыкант-импрессионист Равель; искала Ида Рубинштейн. - вот уж, казалось бы, что и зачем? Ида Львовна родилась в семье, которую справедливо считали одной из самых богатейших семей Юга России - банкиры, сахарозаводчики. После смерти отца девушка унаследовала огромное состояние, которое тратила с умом: училась в Петербурге, потом в Москве окончила драматические курсы при Императорском Малом театре, брала частные уроки танца у артиста балета хореографа Михаила Фокина. Свой самый первый спектакль Ида Рубинштейн ставила на собственные средства, как и потом на собственные средства организовывала и готовила театральные антрепризы. Участвовала в "Русских сезонах" Сергея Дягилева, танцевала в его "Русском балете" в Париже... да так и осела во Франции. А расставшись с Дягилевым, создала собственную труппу; все это на свои средства, конечно же.
Ида Рубинштейн создала в своих работах уникальнейший сценический образ, который, впрочем, нравился не всем. В этот образ входили высокий рост артистки, "угловатая" (так пишут) пластика, особая жестикуляция, а также ее <излишняя> чувственность, она-то вкупе с откровенными костюмами и смущала современников. Спектакли Иды Рубинштейн оформлял еще один сложный человек <ее> современности - художник, иллюстратор Леон Бакс, тоже родом из России.
Впечатляет?
Подмечено, что театральные костюмы Бакста благодаря ритмически повторяющимся цветовым узорам подчеркивали динамику танца и движения танцовщика. Собственно, вот эти трое людей - Сергей Дягилев, Леон Бакст и Ида Рубинштейн - они совершили революцию в балете.
Увы, в 1924 году от отека легких умер Леон Бакст. Франция оценила его заслуги: он был награжден высшей наградой Франции - орденом Почетного легиона.
Морис Равель создавал свои произведения в 1920-1930-е годы. "Болеро" он написал в 1928 году. Композитор скончался в конце 1937 года в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, так и не узнав о том, что Европу ждет II мировая война. Пришел "простой" человек и решил, что ему должна принадлежать Европа.
В 1938 году из-за угрозы надвигающейся войны закрылась театральная труппа Иды Рубинштейн, а ей самой как еврейке пришлось в 1939 году покинуть Францию. В Лондоне, где Ида жила в годы оккупации Франции, она организовала госпиталь для французских и английских солдат, а в 1945 году вернулась во Францию, где скончалась в 1960 году. Как и Леон Бакст, Ида Рубинштейн была награждена орденом Почетного легиона.
Я увидела в фильме "Болеро" сложный поиск сложных людей. Создавали, строили, сотрудничали. А вслед за одним моим уважаемым университетским преподавателем хочу пожелать своим читателям - "Будь сложным. Будь не простым"!
Виолетта Макарова.
Р. S. А мелодия все не отпускает... Может, посмотрим балет в современном исполнении?