Много ответов, на вопрос в прошлом посте, получил в л/с, и не меньше отписало в комментариях. ⠀
В очередной раз понял, насколько многогранно проявление «плохого» поведения. Так же понял, что важно сказать ещё об одном критерии, определяющим поведение, как нежелательное - это его величество КОНТЕКСТ. ⠀ Поведение ребёнка «говорить» - желанно для многих родителей, но что вы скажете о разговорах в театре или в кино? Или как на счёт бесед в читальном зале библиотеки? Тут поведение «говорить» - будет нежелательным. ⠀
А, например, поведение «кричать» в контексте, когда незнакомец взял ребёнка за руку и повёл с собой - тут это поведение не то, что желательно, оно обязательно и ему надо обучать. ⠀ К чему это я? Пожалуйста, не гребите все под одну гребёнку, каждый случай по своему уникален и да, каждый раз придётся делать все сначала. Что делать, спросите вы? Определять цель поведения. Его функцию, как говорят специалисты. ⠀
Каждое поведение решает какую-то задачу. Мы ничего не делаем просто так. И дети тоже не просто так проявляют плохое поведение. Не просто так кричат, бастуют, дерутся, убегают, царапаются и кусают. Всегда есть мотивация. ⠀
Зачем они это делают? При определении мотивации нам стоит рассмотреть 6 главных функций (целей) поведения. Да простят меня коллеги, которые говорят о 4 функциях, но сегодня я буду еретиком в нашей секте (шучу я тут если что, но это тонкий юмор для узкопрофильных спецов, которые любят подтрунивать над ABA-терапией, мол это секта))) ⠀
Итак, шесть целей поведения:
1. Доступ к желаемому;
2. Избегание требований;
3. Получение внимания или реакции окружающих;
4. Стимуляция (они же стимы или аутостимуляция), т.е. автоматическое подкрепление;
5. Уменьшение боли;
6. Фрустрация. ⠀
Опять ничего не ясно, скорее всего. Но обещаю: в следующих 6 постах я разберу каждую функцию, каждую цель поведения из шести описанных и приведу простые примеры, причём из нашей жизни. ⠀
Тогда вы сможете предположить, какую же цель преследует ваш малыш, когда падает на пол или кричит в магазине. Будьте на связи