Друзья, согласно поправкам в федеральный бюджет на 2024 год и до 2026 года, которые Госдума приняла в первом чтении, дефицит бюджета в России в этом году увеличится с 1,595 трлн рублей до 2,12 трлн рублей — или с 0,9% до 1,1% ВВП. Зачем понадобились изменения и к чему это приведёт ❓
Фактически, законопроект предлагает заметное увеличение расходов при одновременном снижении плановых доходов в 2024 году. Посмотрим конкретные цифры👁:
🟫 общий объём доходов федерального бюджета составит 35 трлн руб. или 18,3% ВВП. Т.о. общий объем доходов снижается — на 2,8 млрд рублей.
🟫 общий объем расходов увеличивается на 522 млрд руб. и составит 37,1 трлн руб. или 19,4% ВВП
По итогу, друзья, мы видим, что снижение доходной части бюджета в целом некритичное и поступления обеспечат за счёт ненефтегазовых доходов, которые составят 24,077 трлн рублей (+ 516,2 млрд). Ну, то есть фактически от налогов. Здесь государство полагается на "донастройку налоговой системы", которая должна быть принята уже в августе.
Нефтегазовые доходы напротив сократятся и составят 10,985 трлн рублей (- 519 млрд). Вместе с тем в законопроекте указаны и другие источники доходов на общую сумму 173,1 млрд рублей, это в частности:
💸 Банк России — 105,3 млрд рублей;
💸 Неналоговые доходы в части компенсационного платежа — 51,6 млрд рублей;
💸 Налог на сверхприбыль — 5,1 млрд рублей.
А вот расходная часть планового бюджета на 2024 год, как я написала выше, выросла более значимо. Собственно, это было и ожидаемо. Основная задача изменений в закон о бюджете — это финансирование поручений Путина в послании Федеральному собранию. Цифры на 2025-26 годы пока остаются без изменений.
Что ещё важно 👇
✅ Новые параметры бюджета основаны на другом прогнозе инфляции — 5,1% вместо 4,5%.
✅ ВВП по обновленным данным составит 191,437 трлн рублей, ранее 179,956.
✅ увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга России до 26,68 трлн руб. с 26,63 трлн руб., а внешнего – снижение до $63 млрд с $64 млрд.
Потенциально в дальнейшем стоит ожидать увеличения как дефицита казны, так и госдолга, который остаётся ключевым источником покрытия дефицита. У нас расходы на обслуживание госдолга увеличились почти в полтора раза: в январе–марте 2024-го из федеральной казны выделили 519 млрд руб. на обслуживание госдолга, что фактически на 43% больше, чем год назад. Сам же госдолг увеличился на 2,2%📈, и составил 26,1 трлн руб., или 14,5% ВВП. Пока цифра некритичная. Однако в текущей ситуации, когда экономика перегрета, существенный перевес расходов над доходами может придавать ей тот самый бюджетный импульс, который дополнительно разгоняет высокую инфляцию. Сейчас она у нас составляет 8,48% в годовом исчислении, а инфляционные ожидания россиян продолжают расти — по итогам мая они достигли 11,9%. Всё сводится к тому, что ускорение инфляции является серьезной проблемой для ЦБ и объясняет сохранение жёсткой денежно-кредитной политики, поэтому ключевая ставка у нас останется на высоком уровне ещё какое-то время.
По итогу, друзья, есть прямая зависимость дефицита бюджета и инфляции. Бюджетная политика у нас сегодня — стимулирующая. И большая часть инфляции приходится именно на последствия государственных субсидий. Так что, то, что у нас дефицит бюджета становится выше запланированного — и является причиной инфляции выше запланированного уровня. В целом, нормализуется ситуация с инфляцией тогда, когда этот же процесс произойдет с дефицитом бюджета.
Поправки в федеральный бюджет: дефицит на 2024 год будет повышен ⬆️
2 минуты
1 прочтение
20 июня