Найти тему
Молодость в сапогах

Про дефицит в СССР и изобилие в РФ

Каждый молодой человек, успешно сдавший ЕГЭ или даже еще не сдавший, а только прослушавший курс обществоведения знает, как тяжело было жить в СССР: там не было свободы, надо было скрывать свои мысли, сидеть на скучных партийных и комсомольских собраниях, говорить по бумажке, а после долго стоять в очереди к пустым прилавкам. Светочи русской литературы - Солженицын и Ильин были запрещены, зато всех заставляли читать "Малую землю" Брежнева. И не было у нечастных советских детишек жвачки, электросамокатов и скейтбордов, оболваненные советской пропагандой, они могли на стене только комбинацию из трех букв написать, прогрессивное искусство негритянской молодежи граффити им было недоступно. А их бедные родители могли только мечтать об автомобиле, годами ожидая своей очереди на покупку какой-нибудь развалюхи. То ли дело сейчас!

Думаете, автор утрирует и издевается? А вот и нет. Именно в таких красках рисуют картину мира школьникам шестого класса, точнее рисовали - теперь курс обществоведения переставили, но содержание вряд ли поменяют.

Ну, теперь давайте разбираться.

В годы моего дошкольного детства (первая половина 70-х) у двух школьных друзей отца, которых я воспринимал как членов семьи, были машины. Жигули, модель уже не вспомню. Один из них работал экономистом, второй - инженером в НИИ. Я на этих Жигулях все время ездил на дачу и с дачи, на них же меня возили в травмпункт и больницу. Своей машины в семье не было, не было и прав ни у кого, кроме дяди (брат отца), а позже у моего старшего брата-офицера (но и те могли водить только грузовик). И при том при всем частных машин было МНОГО. Да, с ними были всякие сложности с запчастями, да поздней осенью в магазинах исчезал пластилин ( трагедия была для меня, я лепил из него целые армии), потому что им замазывали щели на зиму в личных авто. Да, было ГАИ, которое прокалывало талоны. Но НЕ БЫЛО на государственном уровне (и даже на муниципальном) программы ВЫДАВЛИВАНИЯ личного транспорта граждан из структуры транспортных потоков за счет совершенно невменяемой и постоянно меняющейся разметки, огромного количества знаков и камер, массы штрафов, а также повсеместно платной парковки, зона которой уже дошла до окраин и спальных районов.

Поскольку в комментариях объявились знатоки жизни СССР  с рассказами про пустые улицы, на которых они рассекали в одиночестве на велосипеде, публикуем фот эти фото Москвы 70-х
Поскольку в комментариях объявились знатоки жизни СССР с рассказами про пустые улицы, на которых они рассекали в одиночестве на велосипеде, публикуем фот эти фото Москвы 70-х
Это моя родная Таганка, магазин "Звездочка" - рай для малыша, где продавались игрушки. Обратите внимание на припаркованные легковые машины.
Это моя родная Таганка, магазин "Звездочка" - рай для малыша, где продавались игрушки. Обратите внимание на припаркованные легковые машины.
А это не менее родное Гольяново в 70-е. Вид у ст. метро Щелковская со стороны 9-й Парковой. Район тогда был "край географии", в 76-м туда нас таксист отказался везти, вот до метро довез и сказал "дальше не поеду". Машин вообще мало, но таки личный транспорт вполне заметен. Во дворах тогда действительно не очень ставили, зато полно было по окраинам гаражей. Не "ракушек", а самых настоящих.
А это не менее родное Гольяново в 70-е. Вид у ст. метро Щелковская со стороны 9-й Парковой. Район тогда был "край географии", в 76-м туда нас таксист отказался везти, вот до метро довез и сказал "дальше не поеду". Машин вообще мало, но таки личный транспорт вполне заметен. Во дворах тогда действительно не очень ставили, зато полно было по окраинам гаражей. Не "ракушек", а самых настоящих.

Разметку и организацию дорожного движения (в т.ч. общественного транспорта) у нас разрабатывают люди, этим самым транспортом не пользующиеся по принципу "сделаем как в Лондоне". Им понравилось шибко, когда на стажировку туда ездили. Вот такие вот креаклы, как на фото выше, насаждают новый стандарт жизни - бери велосипед на прокат и звездуй куда хочешь, а то твоя личная машина не дает благоустройство проводить, менять бордюры мешает. И вообще, мы вот тут на пустыре человейник скоро поставим в 30 этажей, а если у каждого машины? Нет! Простым людям велосипед и самокат, важным и нужным людям - служебный транспорт, а для личного - подземная парковка.

Вот на этом и заканчивается любимый аргумент жертв ЕГЭ - "посмотрите за окно, сколько там личных машин". Это ПОКА. Скоро их станет меньше. А потом даже меньше, чем в СССР 80-х. Во всяком случае, в Москве.

После прочтения комментариев:

Коротко, тезисно, чтобы не утомлять привыкших читать подписи под фотографиями.

1) Путать результат технического прогресса и изменение уровня жизни - любимая ошибка креаклов. Им так легче жить. Рекомендуем тогда не с СССР сравнивать, а с 16-м веком, когда короли "до витру" в ведро ходили, а про общественные туалеты никто слыхом не слыхивал со времен Римской империи. Машина стоимостью в 2-3 миллиона рублей (если не в кредит), если не брать в расчет ржавые помойки, так любимые тинейджерами "типа погонять на даче", плюс страховка (если кредит, то обязательное КАСКО), плюс бензин и ТО - это отнюдь не уровень среднего работяги. Не надо обманывать самих себя.

2) Уничтожение промышленности и науки обуславливает переход всяких ушлых завлабов в паразитический сектор дутой экономики - банковские клерки Грефа, посредники-торгаши, оценщики-юристы, брокеры, дизайнеры и пр. Но пузырь рано или поздно лопнет и вся эта надстройка, полагающая себя средним классом или даже креативным классом, накроется медным тазом в плане уровня жизни.

3) Речь идет не о количестве машин на улицах, а о доступности НЕОБХОДИМЫХ для нормальной (не шикарной) жизни благ при текущем уровне технического прогресса для абсолютного большинства населения. Вот когда окончательно добьют страховую (условно бесплатную) медицину и вам начнут за каждый перлом, травму или отказ от плановой операции накручивать стоимость медицинской страховки по коэффициенту с повышенным риском, вы поймете, чего стоят все эти разговоры об уровне жизни в сравнении с СССР. А он неуклонно СНИЖАЕТСЯ для масс, потому что так же неуклонно ПОВЫШАЕТСЯ для так называемых элит.