Сегодня у нас битва двух обзоров фильма «Кочегар» режиссера Алексея Балабанова.
Второй обзор от Хорикава Ясукити.
Сегодня пойдёт речь о фильме Алексея Балабанова «Кочегар». При вдумчивом просмотре этого фильма, закрадывается крамольная мысль, что данную работу к творческим удачам режиссёра отнести ну никак не получается. Оставив в стороне обсуждение чисто технических достоинств картины, коих немало, перейдём к содержательной части. Не формалисты же мы какие-нибудь. Товарищ Луначарский уже давно, об этой категории лиц всё сказал в своей программной статье.
А к содержанию возникают вопросы уже в течение первых пятнадцати минут просмотра. Навязчиво противопоставляются русские и якуты, причем первые выставлены, в лучшем случае, тупыми шестёрками-отморозками, а в худшем — циничными и беспринципными мразями, озабоченными только шкурными интересами. Якуты представлены скупо, это заглавный герой «дядя-кочегар», его дочь и паренёк-продавец, работающий в магазине меховых изделий, долю в котором имеет дочь кочегара. К разбору персонажей мы вернёмся чуть позже, а пока небольшой экскурс в историю.
С образования первых поселений на территории нынешней Республики Саха в семнадцатом веке, русские и якуты уживались довольно мирно, более того, народ, живущий родоплеменным строем, интегрировали в современное общество, а численность их только выросла. Наверное, единственным спорным эпизодом можно посчитать массовое крещение народа саха, во времена Российской империи. Кстати, о подводных камнях, имеющихся на этом пути, довольно хорошо рассказано у Николая Лескова в повести «На краю света». Поэтому, сентенции персонажа Михаила Скрябина (исполнитель роли кочегара), о каком-то целенаправленном притеснении местного населения отдают вздорной агиткой. Безусловно, история русско-якутских отношений — огромный пласт информации, в котором есть место и конфликтным эпизодам, но его рассмотрение в задачи данной статьи не входит. Нынешнее состояние дел показывает, что общее направление было скорее на сотрудничество и развитие.
Вернёмся же к фильму. В незатейливую фабулу о том как две бабы не поделили мужика, втиснуто много интересного. Тут вам и карикатурные бандиты, настолько «серьёзные», что слова лишний раз не скажут (особенно умиляет персонаж по кличке Бизон, в исполнении Юрия Матвеева), и истеричная шалава в исполнении Анны Коротаевой. И что характерно, сплошь русские. Сплошь — гипербола и гротеск. На их фоне, даже контуженый и психически нездоровый ветеран Афганской войны, якут Иван Скрябин (кстати, выписанный весьма жизнеподобно, в отличие от своих антагонистов), смотрится более чем комплиментарно. А ещё, героическая предыстория и инвалидность придают его образу этакий страдальческий флёр. А ещё и цинично обманываемый бывшим армейским приятелем. Я так и представляю, чувствительных дамочек, размазывающих сопли по физиономии. Дешёво, Алексей Октябринович, дёшево. К тому же, и к предыстории этого героя возникают вопросы. В анамнезе: чин майора, звание героя Советского Союза, не уверен, что при таких вводных, даже после паскудных девяностых, подобный гражданин оказался бы на обочине, как протагонист обозреваемой картины. Вполне допускаю, что такие случаи имели место, но каков их процент относительно общей массы? Вопрос... Что-то тут не доработано. Или же деликатно оставлено в области умолчания?
Дочь кочегара (артистка Аида Тумутова) это отдельный перл. Русский любовник, бизнес с русскими, с якутскими сотрудницами пошивочного цеха (напомню, её бизнес — пошив и продажа меховых изделий), держится высокомерно, а с сотрудником магазина, упомянутым в начале, обаятельным якутским пареньком, так и вовсе по-барски. С отцом знаться не желает, даже в дом не пускает, только денег у него клянчит (про бизнес ниже будет сказано). В оконцовке, смерть от руки собственного любовника, того самого шестёрки Бизона, просто потому, что перешла дорогу дочке (той самой героине Анны Коротаевой, делящей с якуткой любовника) бандита, на побегушках у которого этот Бизон и числится. Такой сюжетный поворот бьёт зрителей назидательностью «в лоб». Дидактика уровня «сиди, Саша, долго в шкапу, за то, что ты — трус».
И это я не затронул нестыковки типа, «продаж нет, я пошивочному цеху за два месяца должна» в начале и «пап, она половину прибыли забирает» в конце, история семьи Ивана Скрябина, где жена умотала в Детройт (как? из Сибири? Кто она? На мамбе себе муженька из Америки нашла?). Туда же и место действия: судя по всегда столь умело изображаемой Балабановым разрухе, это какое-то захолустье. Если так, то за каким, простите, лядом там меховой магазин открывать? Если это какой-то областной центр, то не слишком ли всё упадочно? Что-то тут не так.
Подводя итог, вполне резонно заявить, что Алексей Октябринович, уж неизвестно какими мотивами руководствуясь, умело сгущая краски, давя, где надо, на эмоции, особенно, где надо бы потщательнее прописать историю и убрать нестыковки, сваял тухлый русофобский лубок.
Господин Хорикава Ясукити для сайта Альтерлит
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!