Найти тему
АиФ – Урал

Не экстрим-металл. Юные уральцы сыграли вместе с Денисом Мацуевым

Народный артист РФ, пианист Денис Мацуев посетил столицу Урала, где провёл ежегодный музыкальный фестиваль «Мацуев представляет... ». Маэстро отыграл четыре концерта вместе с детьми – стипендиатами его благотворительной программы. Для ребят это был настоящий шанс показать себя. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Не просто способные

В коридоре за сценой Свердловской государственной академической филармонии – музыканты с виолончелями и скрипками. Они готовились ещё раз отрепетировать программу. До прихода слушателей оставались считаные минуты.

В этот раз кроме взрослых исполнителей были дети – в основном ученики Уральской специальной музыкальной школы (колледжа). Валерия Литовских раньше всех переоделась в концертную одежду – строгое синее платье в пол. Лерино соло на виолончели должно было звучать одним из первых. «Каково тебе открывать программу и видеть своё имя в афише рядом с Денисом Мацуевым?» – спросил девочку кто-то из взрослых. Юная виолончелистка только улыбнулась. Она держалась весьма профессионально – не показывала волнения.

   Инструменты перед репетицией концерта - в ожидании исполнителей. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Инструменты перед репетицией концерта - в ожидании исполнителей. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

В большом зале филармонии уже репетировал победитель телевизионного конкурса «Синяя птица» Елисей Мысин. Его пальцы уверенно перебирали клавиши рояля, а он сам, казалось, вообще забыл обо всём на свете.

В другой день фестиваля выступали баянист Вадим Плуталов и Захар Гаврилов, который играет на весьма необычном инструменте – вибрафоне.

Все эти дети – стипендиаты Межрегиональной благотворительной программы, которую возглавляет Денис Мацуев. Каждый год жюри выбирает талантливых детей в разных регионах страны, чтобы вручить им стипендию и отправить их на музыкальные занятия к лучшим педагогам.

«В этом году мы вручили ребятам четыре стипендии, а это говорит о многом. Такую возможность получают не просто способные дети, а будущие выдающиеся музыканты, – пояснил народный артист России, пианист Денис Мацуев. – Могло быть и так, что, приехав куда-нибудь, мы не дали бы никому стипендию. А этот регион мощный – сразу четыре человека. Мастер-классы, которые ребята проходят у педагогов из консерватории, многое значат в их жизни. После подобного опыта дети, как правило, становятся востребованными артистами не только в России, но и за рубежом».

К слову, таким примером служит солистка Мариинского театра и певица Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Мария Бояркина. Кстати, эта девушка родилась в Алапаевске, как и Пётр Ильич Чайковский, и её помнят в Свердловской филармонии.

   Стипендиатами становятся не просто талантливые дети, а будущие выдающиеся музыканты. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Стипендиатами становятся не просто талантливые дети, а будущие выдающиеся музыканты. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Палочки не подвели

Один из стипендиатов программы, Захар Гаврилов, выступал на сцене филармонии не в первый раз.

«Я играл вторую часть «Концерта для вибрафона с оркестром» композитора Эммануэля Сежурне, – рассказывает ученик Уральской специальной музыкальной школы Захар Гаврилов. – Вибрафон – это ударный инструмент, который был создан относительно недавно. Надо сказать, что его звучание весьма специфично. Тебе приходится приспосабливаться к игре на нём, что само по себе не так просто. Например, важно научиться изменять высоту звучания пластины».

Как рассказывает Захар, во время игры он, конечно, волновался – из-за палочек для своего инструмента. Он купил их незадолго до своего выступления, так как старые пришли в негодность. И новые палочки его не подвели, а ведь всякое могло произойти.

Кстати, кроме вибрафона Захар играет и на маримбе – тоже ударном инструменте. А ещё на ксилофоне, литаврах, ударных установках и различных барабанах. По его словам, вибрафон и маримба издают звук при помощи пластин и чаще всего используются для различной окраски музыкального произведения.

Хотя юноша привык исполнять классическую музыку, ему нравятся более современные композиции. Любимый исполнитель Захара – Евгений Новиков, барабанщик из группы Slaughter to Prevail.

«Игра в экстремальном металле помогает мне и в классической музыке, – рассказывает Захар Гаврилов. – В металле нужно уметь делать всё очень технично: там более интересные и разнообразные ритмические рисунки, чем в классике. После исполнения произведений в стиле экстрим-метал, я могу переделать некоторые упражнения для классической музыки под маримбу. Кроме того, музыка, которую я люблю, отличается от классики и по эмоциям. К примеру, в классических произведениях редко можно встретить столько отчаяния, решительности или отрешённости. А в экстремальном металле эмоции зачастую гиперболизированы».

   Денис Мацуев отметил, что в Екатеринбурге часто проходят концерты на открытом воздухе, а это значит, в городе есть люди с развитым музыкальным вкусом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Денис Мацуев отметил, что в Екатеринбурге часто проходят концерты на открытом воздухе, а это значит, в городе есть люди с развитым музыкальным вкусом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Сейчас Захару остался ещё один год учёбы в музыкальной школе, а затем он планирует поступить в Академию музыки имени Гнесиных. «Я и в самой классике люблю динамичные произведения, в которых происходит нечто. Таков, например, концерт Эммануэля Сэжурне, который мне довелось исполнить. В будущем хочу влиться в хорошую металл-группу, чтобы задавать в ней уже свои ритмы. И, конечно, там я буду создавать свои течения игры на ударных инструментах», – говорит Захар.

Денис Мацуев отметил, что в регионе есть не только хорошие музыканты, но и слушатели, у которых развит музыкальный вкус. Доказательство тому – полный зал филармонии и большое количество людей, которые пришли слушать концерты на открытом воздухе.

«Парк – это место, где можно почувствовать атмосферу леса. А парки в Екатеринбурге – это «намоленные» площадки, где нередко проводились различные концерты классической музыки или джаза», – поясняет Денис Мацуев.

По его словам, романтизм, присущий, классическим произведениям, присутствует и в нашей жизни. И особенно это чувствуется, когда люди приходят прикоснуться к прекрасному. «Когда дети в филармонии слушают других детей – это чистый романтизм», – уверен пианист.