Теперь давайте рассмотрим аргументы противников утильсбора в стране – они утверждают, что этот платеж привел к резкому росту стоимости на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику, что снижает их доступность для населения. Первая часть здесь.
Логичным последствием такого положения вещей была бы как минимум стагнация внутренних продаж, однако показатели продаж на казахстанском рынке, начиная с 2016 года, свидетельствуют об обратном: в первый год действия утильсбора в стране было продано 46,7 тысячи единиц, через год – 49,2 тысячи, в 2018-м году уже 57,8 тысячи авто, в 2019-м – 75,1 тысяча, в 2020-м – 92,9 тысячи, в 2021-м – 108,3 тысячи, в 2022-м – 123,7 тысячи и, наконец, в 2023-м – 198,6 тысячи.
В текущем году аналитики ожидают некоторое снижение этого роста (до 10-15% от показателя 2023-го), но в том, что рост продаж автомобилей продолжится, не сомневается никто из участников рынка – и это обстоятельство, мягко говоря, противоречит утверждению о недоступности автомобилей по цене для потребителей ввиду включения в стоимость утильсбора.
Потому что, если бы утильсбор был бы критичен в этом отношении, продажи бы не росли, тем более такими темпами, как в прошлом году.
Другой вопрос, что в этом постоянно растущем объеме спроса снижается доля автомобилей, завозимых из-за рубежа – вот тут действительно наблюдается серьезное проседание и потеря доли в общем объеме. Но здесь логика правительства вполне ясна и озвучена вслух неоднократно: Казахстан делает упор на развитие собственного производства, утильсбор является одним из инструментов этого развития – и отказываться от него власти не будут.
Даже если этот инструмент мешает какой-то группе населения, поскольку якобы 50 тысяч человек, подписавшихся под петицией об отмене утильсбора в стране с 20-миллионным населением не могут претендовать на мнение большинства.
И вот это большинство специально созданная комиссия и хочет сейчас опросить в ходе своих поездок в регионы.
"Сейчас петиция, которая набрала достаточное количество голосов, будет рассмотрена Министерством. Однако я хочу сказать, что будут соблюдены, в первую очередь, интересы страны, интересы государства: сейчас у нас имеется чуть более 5 миллионов автомобилей при населении 20 миллионов человек, но почему-то никто не спрашивает тех людей, кто не имеет машин — хотите ли вы, чтобы старые автомобили здесь ездили, чтобы мы превратились в автопомойку, отменили все барьеры, регистрационный сбор на автомобили старше 3 лет? Их голос тоже нужно услышать, поэтому Министерство соответствующее решение примет", – комментирует первый вице-премьер РК Роман Скляр.
Напомним, что ранее в Министерстве промышленности и строительства утвердили состав рабочей группы, которая будет рассматривать петицию против утильсбора. В нее вошли вице-министр промышленности и строительства Олжас Сапарбеков, вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев, вице-министр финансов Асет Турысов, вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Каныш Тулеушин, вице-министр культуры и информации Ербол Аликулов, инициатор петиции против утильсбора Санжар Бокаев, депутаты парламента, представители ряда общественных объединений, экспертного сообщества и промышленного сектора.
Первое заседание этой структуры должно было пройти на прошлой неделе, однако было сорвано из-за отказа автора документа #НетУтильсбору Санжара Бокаева от участия в заседании, поскольку ему не дали пронести на заседание сотовый телефон.
Между тем, заседание проходило в помещении Минпромстроя, которое, как и любой правительственный объект в стране, является особо охраняемым – и сотовые телефоны проносить в него запрещается не только Бокаеву и его сторонникам, но и любому посетителю без наличия на то особого разрешения.
И это следует не из объяснений Минпрома, это обычная практика, с которой ежедневно сталкиваются те же казахстанские журналисты: инициаторы петиции, конечно, могут возмущаться тем, что их об этом не предупредили, но тогда возникает встречный вопрос – почему об их желании пронести с собой смартфон в режимный объект и осуществлять оттуда трансляцию министерство узнало лишь тогда, когда они уже стояли на его проходной?
Впрочем, все это уже детали, за которыми, однако, проглядывается явное нежелание инициаторов петиции слышать чьи-то доводы. И тут поневоле вспоминаешь реплику министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева о том, что ядро инициаторов петиции составляют люди, занимающиеся перегонкой автомобилей в Казахстан и перепродажей их здесь.
"Те люди, которые инициируют эту дискуссию, зачастую это люди, которые занимаются перепродажей, как правило. И я это говорю не голословно: 17 мая встретился со всеми представителями людей, которые настаивают на отмене утильсбора, у нас была большая дискуссия, участвовали депутаты Парламента. Их было человек 12. Мы делились пожеланиями по поводу изменения политики государства. Но по большей части оказалось, что эти люди зарабатывают на том, что они покупают машины из-за рубежа, привозят и продают их здесь. Это вклад в экономику этой группы людей. А вклад в экономику производства и развития, именно индустриального, я его оцениваю по-другому. Я здесь считаю, что не надо поддаваться на риторику людей, которые свой собственный заработок ставят чуть выше, чем индустриальное развитие в целом государства", – сказал Шарлапаев журналистам в кулуарах заседания верхней палаты Парламента.
После чего упорство правительства в вопросе сохранения утильсбора, согласитесь, выглядит в несколько ином свете, чем это пытаются представить его противники.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»