В гостях у нашей газеты известный в Саратовской области и за ее пределами фотограф – анималист, издатель, председатель правления экологического клуба «Хвалынские холмы» Виталий Александрович Кошкин. Его работы открывают красоту родного края, удивительный животный и растительный мир, привлекают внимание зрителей к месту их обитания, заставляют увидеть неповторимость и красоту природы.
В.А. Кошкин родился в Пугачеве, в семье военнослужащего. До пятого класса учился во второй средней школе. Увлекся фотографией, которая стала делом его жизни. Виталий Александрович – автор многих персональных выставок, живет в Саратове.
В.А. Кошкин
– Виталий Александрович, Вы занимаетесь редким ремеслом. Вы – фотохудожник – анималист. Фотообъектив нацелен на животных, птиц, микромир, жизнь в движении. Откуда взялась эта страсть к дикой природе, почему она держится в Вас?
– Я родился в Пугачёве. Только побывав во многих других местах, я понял, какая природная красота окружает наш город. Я с детства полюбил степь, особенно весеннюю, когда она оживает и цветет. С друзьями я часто уходил за город послушать жаворонков. А какие прекрасные пойменные леса! Пацанами мы бегали туда за цветами и ягодами. Потом родители уехали из Пугачёва в Энгельс. Но ощущение гармонии мира осталось. В последнее время я стал обращать внимание на то, что видовое разнообразие окружающей нас природы стремительно сокращается. У меня двое взрослых внуков, надеюсь, будут правнуки и, мне захотелось, хотя бы на фотографиях сохранить для них то, что смог увидеть сам и что, возможно, не увидят они.
– Почти полвека Вы делаете снимки природы родного края. Фотографии знакомят с удивительными обитателями национального парка и заказника, раскрывают красоту полевых и лесных цветов. Но в последнее время мы все чаще видим Ваши работы с изображением природно-исторических ландшафтов, пейзажей. По всему, появились новые приоритеты. Чем это вызвано?
– В разговорах со школьниками, с молодежью я обратил внимание на то, что они не знают исторических названий ландшафтов, обитателей окрестных мест, они не знакомы с прошлым. Тогда появилась идея через красоту памятников архитектуры и родной природы прививать юному поколению знания, воспитывать любовь к родному краю, формировать историческую память. В экологическом клубе «Хвалынские холмы» мы с коллегами 11-й год официально и 15-й неофициально занимаемся экологическим посвящением и патриотическим воспитанием. Работаем как ресурсный центр, создаём информацию в виде фотовыставок, альбомов, другой полиграфической продукции, интернет-ресурсов. Последние три года мы еще делаем видеофильмы о красотах Саратовской области. До 2015-го года мы работали исключительно в границах Саратовской области, а с 2015 вышли за рамки. Начали много работать в Москве. Сейчас наработан большой материал по Пензенской области. Собраны материалы по Воронежской, Волгоградской, Самарской областям.
– Ваша первая фотография? Вообще, как все началось?
– Фотографией я стал заниматься с 12 лет, когда на день рождения получил в подарок фотоаппарат «Смена-6» . Я снимал одноклассников. Учителя быстро привыкли к моему увлечению и не возражали, когда я фотографировал во время уроков. Поступив в Саратовский политехнический институт, стал сотрудничать с институтской газетой «За инженерные кадры», делал факультетскую стенгазету, иногда печатался в саратовской газете «Заря молодёжи». Было такое издание для юного поколения. В институте имелся факультет общественных профессий, на котором был курс фотожурналистики. Впоследствии наш преподаватель переехал в Москву, но навыки и страсть к фоторепортажу он успел пробудить.
– Вы давно не живете в Пугачеве, тем не менее, достаточно часто посещаете город детства. Вас зовет работа или знакомые улицы, дома, Иргиз?
– Город детства тянет, зовет, и я приезжаю, общаюсь с одноклассниками и сотрудниками учреждений культуры. Хотелось бы чаще, но у жизни свои законы. В Пугачеве, как правило, бываю проездом, знаете, как на экскурсии. На Уфимской улице, теперь это улица носит название Ермощенко, щемит сердце. Я там рос, и все помню в деталях. Недаром говорят, что все мы родом из детства. Конечно, провожу время на Иргизе. Красота неописуемая.
В краеведческом музее есть выставка моих работ. Она была тепло встречена земляками. В библиотеках можно почитать мои книги «За ерусланской дрофой», «Змеевы горы», наши с сыном Антоном «Немецкий тракт» и «Национальный парк Хвалынский».
– С чем связан Ваш нынешний приезд в город детства?
– Наш клуб выиграл грант на проект «Иргизы», в рамках которого мы должны сделать фотовыставку о бассейне Большого, Малого и Сухого Иргизов. Это будет непростая выставка – вторая для нас с QR-кодами. В прошлом году мы выпустили аналогичную выставку о бассейне рек Большого и Малого Узеней. Наведя смартфон на QR-код, можно посмотреть видеоролик. Например, есть фотография сайгака, ловим в объектив QR-код, и сайгак побежал. Здесь будет, скажем, фото Воскресенского храма, QR-код, где можно будет посмотреть, как он выглядит со всех сторон.
— В рамках этой поездки с кем Вы встречались, какие места посетили?
– Я сконцентрировал свое внимание на архитектурных достопримечательностях родного города. Был в Свято-Никольском женском монастыре, в краеведческом музее им. К.И. Журавлева. Я, честно признаться, восхитился тем, как преобразился музей после масштабного технического переоснащения. Профессиональное освещение, современные экспозиционные стенды и витрины, интерактивное оборудование – все это в купе с уникальными экспонатами производит яркое незабываемое впечатление и желание окунуться в историю Николаевского уезда.
В прошлом году познакомился с очень интересным человеком С.Г. Аристовым, который сочинил и исполнил классную песню о Пугачёве. У меня появилась идея сделать своего рода видеогимн родного города. Я наложил на песню видеоряд. Первый вариант можно посмотреть в интернете на моей странице в контакте. Но поскольку я начинающий видеооператор и монтажёр, а у хорошего всегда есть соперник, лучшее, то мне захотелось поменять фотокадры на видеокадры. Целый день посвятил этому, но работу не закончил. Поскольку кадр длится всего 4-6 секунд, а нужно набрать 3, 5 минуты.
– Бродячие собаки, бездомные псы, часть брошенного людьми животного мира. В своем творчестве Вы обращались к этой горькой теме?
– Это тонкая проблема и требует отдельного разговора. Есть разные аспекты и разные взгляды. Одичавшие псы, например, наносят большой вред природе. Около населённых пунктов главными врагами у сурков, являются бродячие собаки. За один сезон они уничтожают целые колонии наших братьев меньших. Сент- Экзюпери сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мы приручили собак, а потом бросили их. Нужно держать ответ. Нравственный, административный. Какой хотите.
– Чтобы застрелить волка, один охотник из Перелюба просидел в засаде несколько дней. Волки очень осторожны и коварны. Вы фотографировали крупных хищников. Если да, то каковы ощущения?
– Фотографировать любого представителя дикой природы всегда трудно. Мой знакомый специалист по хищным птицам в среднем на одну хорошую фотографию тратит целый сезон, это 4-6 месяцев. Что касается ощущений при съёмке крупных животных, то они разные. Фотографировал кабанов и чуть не стал жертвой их нападения. Чтобы фотографировать волков, договаривался с охотниками. Но понял что охота и фотоохота вещи не совместимые. Но однажды повезло, фотографировал молодого волка из окна сторожки в лесу, когда он голодный приходил поживиться пищевыми отходами. Пять лет потратил, чтобы снять достойный портрет сайгака. В лучшем случае получались панорамы, где на горизонте были едва различимы антилопы. А в прошлом году они гуляли вокруг меня, сидящего в кресле, буквально на расстоянии 5-10 метров. Голова кругом шла на ком сосредоточить внимание? Не меньше труда и терпение требуется, чтобы сфотографировать растения. Ведь надо не просто запечатлеть объект, а чтобы все основные признаки вида на фотографии были видны. Я, например, в Саратовском заказнике фотографировал водяной лютик волосистый растение удивительной красоты. А оно, оказывается, цветет только в том случае, если уровень воды над корневой системой не превышает десяти сантиметров. Такие тонкости. Только в этом случае прогревается вода, прогревается корневая система, и растение выбрасывает цветонос. Иначе оно просто не цветет.
– Фотодело является для Вас профессией или увлечением? Несколько слов о себе, о планах на будущее.
– Это тот случай, когда увлечение стало профессией. Помимо фотографии, занимаюсь ещё и издательским делом, съемкой фильмов. Это мне тоже нравится.
У нас, если так можно выразиться, семейный подряд. Я, моя дочка, зять, мой сын, невестка и мои внуки. Начинали, когда внуки в школу ходили, а сейчас они уже достаточно взрослые. В соавторстве с сыном мы выпустили несколько альбомов, выставок. Дочка – филолог. Она у меня редактор, корректор. Внучка – художник, дизайнер. Внук хорошо ориентируется в интернете. И внук и внучка вокалисты, дипломанты серьезных конкурсов. Мы с ними неоднократно представляли Саратовскую область в Москве на главном литературном событии нашей страны, фестивале «Красная площадь». В 2023 году с сыном Антоном и внуком Дмитрием сделали два фильма «Национальный парк Хвалынский» занявший 2 место на конкурсе “Диво России 2023” и “Диво Евразии 2023” и «Купание Хвалынского лося» стал лауреатом конкурса “Диво Евразии 2023” .
– Любая, даже самая маленькая выставка это всегда экзамен. Какое впечатление производят Ваши работы на посетителей?
– Я делаю выставки с основной целью: обратить внимание общества на то, как прекрасна природа, которая нас окружает, и на то, как она ранима. Выставки экспонировались на выставочных площадках ВДНХ, Экспо Крокус, Дарвиновского музея, музея им. К.А. Тимирязева, Федерального собрания РФ, в Саратове в Доме работников искусств, Краеведческом музее, Историческом парке «Россия – Моя история», музее К.А. Федина, на трёх Фестивалях «Волжская волна», Экономическом институте, Правительстве и Областной думе Саратовской области, в столицах 24 муниципалитетов Саратовской области и городе Камышине. Приведу такой пример. В музее им. К.А. Тимирязева в Москве однажды на экскурсию пришли школьники. К слову, музей им. К.А. Тимирязева довольно большой, чтобы обойти все залы понадобится минимум полдня. В тот момент у меня была там выставка. Надо сказать, что экспозиция отличалась от других тем, что под фотографиями были таблички, на которых поместили авторское текстовое сопровождение из одноименного альбома. И вот ребята проходят через зал, где висят мои работы. Экскурсовод что-то им быстро объясняет, мол, такой-то фотохудожник, то-то и то-то фотографирует, там-то выставляется и ведет их в следующий зал. Смотрю, один мальчишка задержался перед фотографией, которая называлась «Атакующий кабан». Стоит парень, увлеченно читает текст под снимком. Потом снова смотрит на фотографию. Ушел вслед за остальными. Затем вернулся с двумя мальчиками и одной девочкой. Внимательно все рассматривают, читают, обсуждают. И видно, что им это интересно. Стоит ради таких ребят заниматься этим делом? Я думаю – да!
Вопросы задавал С. Огарев