На днях подруга спросила, что лучше всего почитать из зарубежки, и я задумалась, почему бы не составить что-то типа списка для чтения летом для взрослых.
Зарубежную литературу, особенно англоязычную, всегда очень любила, поэтому с зарубежки и начну.
Предлагаемый список однозначно субъективен, состален из тех книг, что читала сама в последние годы, из тех произведений , что безусловно запомнились. Я не включила классику: как бы я сама ни любила "Сагу о Форсайтах" или "Холодный дом", сравнивать разные эпохи - не благодарное дело.
Значит, здесь и сейчас исключительно литература конца 20 - начала 21 веков.
С чего начнем?
Пожалуй, с традиционного для Европы жанра саги.
Маргарет Грэм "Истерли Холл" и Люсинда Райли "Семь сестер"
Первая книга - классическая эпопея о судьбе семьи в первой половине 20 века: отцы и дети, верность, дружба и, конечно, любовь - и все это на фоне социального неравенства начала века и войн. Главная героиня - девушка из простой шахтерской семьи - устраивается на работу в поместье Истерли Холл. Именно Эви становится сердцем семьи, хранительницей очага. Многое в книге, правда, надуманно, окутано орелом сказки, но от этого роман не стал хуже: написано неплохо, герои хорошо раскрыты, сюжет достаточто увлекателен. Самое главное - понятия мира и войны отражены как должно.
"Боже мой, почему люди не могут просто хвататься за прекрасные моменты своей жизни и воспринимать их как волшебные дары, которыми они и являются, потому что война уж точно научила всех вокруг, что никому не известно, долго ли удача будет рядом с тобой?"
Восемь книг Люсинды Райли будто сопровождали меня на протяжении всего прошлого года: вот уж поистине САГА. География - практически все континенты: Африка, Америка, Австралия, Европа - и многие страны Европы, включая Россию. Временные рамки - с 19 по 21 века. Исторический период - все важные для отдельной страны события.
Если это Бразилия, то воздвижение статуи Христа Спасителя. Ирландия - борьба за независимость. Испания - фашизм. Россия - революция. Каждый роман - судьба настоящей семьи одной из приемных дочерей таинственного миллиардера. В последней же книге раскрываются все тайны, все ниточки развязываются, и повествование оставляет приятное послевкусие. Может быть, все 8 книг разом трудно читать, но и бросить серию на половине никак не получится.
"Силы небесные подбрасывают нам порой такие неразрешимые проблемы с одной-единственной целью. Чтобы мы сами наконец разобрались и в самих себе, и в том, что нам делать в сложившейся ситуации. Ведь в конечном счете решение все равно придется принимать нам".
И еще:
"Каждое мгновение самоценно. Мгновение — это всё, что у нас есть. Не забывай об этом. Никогда".
Вторая мировая война в последние десятилетия стала чуть ли не главной темой зарубежной литературы. Есть неплохие романы на эту тему, а есть действительно сильные книги, глубоко раскрывающие характеры героев, поднимающие проблемы соотношения человечности и жесткости. О романе Кристин Ханна "Соловей" уже столько раз писала, что просто упомяну его сейчас еще раз: писательнице удалось отразить тонкое сочетание любовной тематики и серьезных вопросов бытия.
Остановлюсь, пожалуй, на романе Бена Элтона "Два брата".
1920 год - год рождения двух братьев - родного и приемного сына в одной еврейской семье. Но это и год создания Национал-социалистической партии. Пауль и Отто растут, не зная о том, насколько разное их происхождение: один - "истинный ариец", другой - еврей. Партия же постепенно завоевывает лекторат и становится руководящей. Мальчишки влюбляются в одну девочку, взрослеют, они нежно привязаны к родителям, между нимидвумя настоящая близость, будто они действительно близнецы. Главная же интрига книги - понять, кто из братьев приемной, кто - родной. 9Бен Элтон словно пытается ответить на вопрос, что важнее: кровь или воспитание.
Немало страниц посвящено и проблеме нацизма.
«Убийства? Массовые убийства? Конечно, нет. Невозможно. Никто на это не способен. Никто. И уж всех меньше потомки Баха, Бетховена, Гете, Шиллера, Моцарта, Бисмарка, Гутенберга и Лютера. Уничтожить всех евреев. Всех? Невозможно. И тем не менее… Может быть, это не планировалось. Может быть, нацисты сами не понимали, к чему все идет. Но в Польше Пауль своими глазами увидел, куда дует дьявольский ветер. Он увидел, что делает внезапная абсолютная власть с людьми в черном — да и в мышастом. Сверхчеловеки творили что хотели. А хотели они, похоже, убивать беззащитных»
Делия Оуэнс "Там, где раки поют"
Трудно назвать роман Делии Оуэнс детективом, это, скорее, книга о ЖИЗНИ, причем именно так - все заглавными буквами. Девочка, которая родилась в полной семье, у которой были и братья, и сестры, осталась одна в полуразвалившемчя домикемна болотах. Не потому, что родные умирают, а потому, что семья ее просто бросает: каждый ищет себя самого и лучшей доли.
Сильная героиня, сильное повествование о гармонии с природой и своим внутренним Я.
"-Что значит "там, где раки поют"?...
...-Это значит в лесу дремучем, где звери дикие и повадки у них звериные..."
Только вот лес этот - вовсе не лес, а звери - не звери. Мир людей куда как жёстче и бескомпромисснее.
Мэри Лоусон "Воронье озеро"
Чем-то "Воронье озеро" напоминает книгу Оуэнс, только ей немного не хватает глубины.
Здесь тоже есть семейная трагедия, недопонимание между близкими, поиск себя и любовь к природе. Главная героиня всю жизнь пытается найти ГАРМОНИЮ, и роман показывает, насколько сложен этот процесс.
"В людях я не разбираюсь. Не сочтите меня высокомерной – я не говорю, что людей не понять, потому что они на меня не похожи. Я всего лишь признаю очевидное. Ясно, что нам не дано до конца постичь другого человека, вопрос в степени непонимания. А если думать, что все мы игрушки в руках судьбы и не в силах вырваться из-под ее власти, сменить курс, – это, на мой взгляд, смахивает на самооправдание".
"Жена башмачника" Адрианы Трижиани запомнилась не только сюжетом и глубиной проникновения в образы, не только как книга о ДРУЖБЕ, но и "вкусной кухней": редко описание еды вызывает желание попробовать то, что готовят герои. Однако это действительно интересное повествование о том, как два человека, встретившись в детстве, разлучившись на долгие годы, смогли пронести через десятилетия верность самим себе в первую очередь, друг другу и семье. Любовь Энца и Чиро зародилась в бедных горных поселениях Италии, получила развитие в Америке, выдержала испытание первой мировой войны.
"- У нас есть наша история.
- Нет истории. Лишь краткие мгновения.
- Мгновения и есть история. Если их достаточно, складывается судьба".
Пожалуй, понравилось то, что в романе нет притянутого за уши happy end. Зато есть хорошо прописанные характеры и интересные мысли писательницы.
"Когда кого-то теряешь, он занимает еще больше места в твоем сердце. Каждый день – все больше, потому что ты не перестаешь любить того, кто ушел. Так хочется с ним поговорить. Так нужны его советы. Но жизнь не всегда дает нам то, в чем мы больше всего нуждаемся, вот что тяжело".
Эшколь Нево "Симметрия желаний"
Не люблю ярлыков, типа "гимн дружбе", но эта книга именно такая. Она о ДРУЖБЕ четырех парней, о любви, верности и предательстве, о женщине, которая может разрушить все в жизни, и о спутнице жизни, без которой, оказывается, и жизни нет. В общем, это повествование о ЖИЗНИ, самой простой, незатейливой, и о людях, совсем не идеальных, оттого и понятных каждому читателю.
Герой-рассказчик нашел удачную характеристику и своим друзьям, и отношениям между ними:
"Любой компании, состоящей из земли, воздуха и огня, необходима четвертая стихия, обтекающая камни, подобно воде, не фонтанирующая безумными идеями, не меняющая своих взглядов по три раза на дню и не требующая от всех абсолютной справедливости. Эта стихия просто молчит и улыбается своей мудрой улыбкой".
А еще в романе есть то, что я больше всего люблю, - запоминающийся необычный эпилог. Такой финал, ради которого стоит читать всю книгу.
Мэтью Грин "Записки воображаемого друга"
Необычность книги в том, что написана от лица воображаемого друга. Да-да, несуществующего, выдуманного неуверенным в себе ребенком. На вопросы отцов и детей, на подростковые проблемы мы посмотрим даже не изнутри, а как бы со всех сторон.
Тему предыдущей книги отчасти продолжает роман Кадзуо Исигуру "Клара и солнце"
Каким может быть мир будущего, когда подростков нужно будет "форсировать", то есть социализировать, а друзьями станут ИП и ИД - искусственный интеллект. Главная героиня романа - андроид Клара. Автору безусловно удалось стилевое оформление: перед нами именно что робот, тонко чувствующий, четко воспринимающий действительность.
"Люди часто ощущают необходимость показываться проходящим какой-то подготовленной стороной, витриной, и что эту витрину не надо принимать слишком всерьёз, когда момент миновал".
Роман японского писателя - возможность задуматься о вариативном будущем.
И еще немного фантастики - Джон Маррс "The one" и "Code". Возможно ли по ДНК найти идеальную пару? И что тогда это будет - любовь или привычка, идиллия или трагедия? Интересный сюжет, необычные герои, вечные темы, выстраданный финал - вот показатели успешности романов.
Напоследок - о книгах, которые интересно написаны, раскрывают "вечные" темы, но впечатления оставили не столь яркие, как предыдущие.
Много тайн и всегда неожиданная развязка характерны книгам Мишель Бюсси. Нравится "Самолет без нее", "Чёрные кувшинки" и "Время - убийцы" меньше, но все романы сочетают детективный жанр и философские вопросы бытия.
Бонни Гармус "Уроки химии". Рассказ о положении женщины в Америке 50-х годов.
Кристин Ханна "Четыре ветра". Тяжелое повествование о тяжелых временах: семья на фоне экономического кризиса в Америке 30 годов. Возможно, трагичнее, чем обычно, книга звучит потому, что написана в период карантина, когда семья самой писательницы потеряла близких людей.