Чем чаще я читаю темы, связанные с именами – точнее, с имянаречением – тем больше мне хочется услышать ответ на один вопрос: почему огромное множество людей (судя по комментариям) так задевает тот факт, что кто-то где-то назвал своего ребёнка необычным именем – именем, которое не вписывается в чьи-то шаблоны и представления о том, как надо, положено и должно быть? А этот факт именно мощно цепляет (триггерит) какие-то внутренние подсознательные «крючки», мотивируя людей писать обязательную в таких обсуждениях тупую и уже абсолютно не смешную шутку про чем матрёнистее мама, тем анжелистее дочь, издеваться над именами детей в семьях своих соседей, в детских садах или школьных классах, куда комментаторы водят своих «по-нормальному» названных отпрысков.
Мне всегда было удивительно: откуда столько яда и желчи по поводу, казалось бы, обычных вещей, тем более, не касающихся комментаторов лично? Я бы еще могла понять какую-нибудь «убитую горем» бабушку, новорождённого внука, которого вместо Андрюши (в честь её покойного супруга) назвали Марком или – о, ужассс – Серафимом. И эта бабушка рыдает на просторах Дзена про то, что её речевой аппарат отказывается артикулировать ненавистное имя. Ну бывает, штош… как говорится, личная трагедь. Но какое собачье дело абсолютно посторонним до того, что соседку по парте их ребёнка зовут Николь или Оливия? И в чём печаль, что – опять-таки по мнению этих самых посторонних – данное имя недостаточно хорошо сочетается с отчеством (от имени чужого мужчины) или фамилией (не имеющей к их семье ни малейшего отношения)? Вот честно, не по-ни-ма-ю.
Кстати, самый частый «печальный вздох» в комментариях – по поводу того, ребятишки с необычными\ редкими именами непременно обречены в своей жизни на вечные муки. И задразнят-то их в клочья, и никто не сможет выговорить имя Эммануил или Вирджиния, и бедненькие-несчастненькие их детки, да как же ж они будут с таким отчеством!... Хочу всех обеспокоенных утешить: колотятся по поводу «неправильных» имён только взрослые, а вот дети (начиная с сада и вплоть до высших учебных заведений) уже давным-давно толерантны к любым именам. У моей дочери и в саду, и в школе, и в колледже, и в университете были ребята с нерусскими, необычными, редкими именами. Ни разу не возникала тема, что кого-то дразнят из-за имени или как-то ущемляют. Между прочим, дразнилки и прозвища были популярны и раньше, когда всех звали «одинаково» и в классе могло быть шесть Лен, три Наташи, пять Саш или столько же Лёш. Дразнят и «приклеивают» прозвище не из-за имени или фамилии, а из-за каких-то личностных качеств (недостатков), слабости и неумения противостоять дразнилкам.
Кстати, те, кто считает, что обычное, ничем не выдающееся, «среднестатистическое» имя непременно гарантирует чаду спокойствие и уверенность в себе, вы ошибаетесь, нередко бывает, что люди с простыми привычными именами всю жизнь не любят своё имя. Я, например, приняла и даже полюбила «Наталью» только глубоко во второй половине жизни. А в подростковом возрасте горячо мечтала, что с получением паспорта непременно сменю имя. Но не сделала этого, побоялась гнева родителей. Моя школьная подруга ненавидела своё имя – Лариса. Потом, правда, тоже смирилась. Помню, одна из преподавателей в институте откровенно призналась, что терпеть не может своё имя Зоя.
Когда я сама уже преподавала в своей alma mater, был у нас один интересный (и, как мне кажется, показательный) случай с переменой имени. На 1 курсе учила я студентку, которую, не помню уже точно, как звали, что-то типа Катя Иванова (или Настя Петрова). Отучились первый год, приходим после летних каникул. В группе 2 курса нет Ивановой. Ну мало ли… может, ушла по какой-то причине, хотя студентка была очень хорошая. И вдруг я замечаю в списке группы необычное имя – Рина Сэрман. Оказывается, это Катя летом стала Риной)). На кафедре, помню, преподы отреагировали примерно как комментаторы на Дзене)). А мне – вот честно! – понравилось: высокой девушке с шикарной фигурой, копной рыжих волос и выразительными зелёными глазами это имя было просто 100 из 100!)) Не знаю, как дальше сложилась её судьба, но почему-то уверена, что ярко и необычно.
Я лично не за и не против каких-то имён – простых, привычных слуху, или необычных, редких – я за свободу имянаречения, свободу от предрассудков и оглядки на мнение тех, кто к данному процессу не имеет никакого отношения. И еще я за толерантность по отношению к тем именам, которые не нравятся или чем-то цепляют. По-моему, издёвки и глумление в данном случае так же неуместны и глупы как насмешки над лишним весом, цветом кожи или разрезом глаз.