1. Вступительная беседа.
В прошлом году мы читали стихотворения. Узнайте их по обложкам книг и вспомните содержание.
Автором этих стихотворений является русский поэт 19 века Николай Алексеевич Некрасов.
2. Биография Некрасова.
Родился Некрасов в 1821 году и прожил 57 лет. Детство провел в деревне Грешнево Ярославской губернии. Отец будущего поэта был военным в отставке, он мечтал, что его сын тоже станет офицером. Он отдал сына в артиллерийское училище. Но молодой Николай Некрасов не хотел быть военным. Он поступил в Петербургский университет и начал заниматься литературой. Отец отказал Николаю в материальной помощи, и будущий поэт был вынужден искать заработок. Он давал уроки и начал печатать небольшие статьи в газетах. Некрасов трудился от зари до зари: писал стихотворения и прозу и смог накопить на издание собственной книги, а еще через пять лет выкупил издательство журнала «Современник» и лично редактировал статьи для очередного выпуска, иногда по сто страниц в день. Поэт и сам печатался в своем журнале. Самым известным его произведением стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», в котором он рассказал о трудной жизни русских крестьян. Сочувствие крестьянам у поэта началось еще в детстве, когда он видел, как его отец – помещик жестоко обращался с своими крепостными и запрещал сыну общаться с ними.
Подробнее о детстве поэта вы узнаете из статьи учебника "Родная речь" на стр. 26. (Дети самостоятельно читают статью). Ответьте на вопросы:
1.Где жил Некрасов в детстве?
2.Почему его детство нельзя назвать счастливым?
3.С кем дружил мальчик?
4.Какими качествами характера обладал Некрасов в детстве?
5.Как поэт относился к родной природе?
3. Чтение поэмы "Крестьянские дети" стр. 19-25.
Свои размышления о жизни крестьянских детей Некрасов изложил в небольшой поэме "Крестьянские дети".
Откройте стр. 19 учебника и начнем читать 1 часть до слов "Услышит, молчи!" на стр. 21.
Словарная работа:
Вирши - старинное название стихов.
Стволина двойная - двустволка, ружье с двумя стволами.
Мякина - шелуха от обработки колосьев, отруби.
- Что приключилось с Некрасовым после охоты?
Прочитаем 2 часть со стр. 21 до слов "Ванюша в деревню въезжает царем..." на стр. 23.
Словарная работа:
Вологжанин - житель Вологды.
Лудильщик - мастер по обработке металла, "лудить" - покрывать медь слоем олова.
Шерстобит - мастер по отделке шерсти, делающий ее мягче.
Турка - война России с Турцией.
Снаряды - инструменты рабочего.
Рубанок - инструмент для строгания дерева.
Подпилки - напильники для полировки дерева.
Долото - инструмент для выдалбливания отверстий.
Пожня - луг для покоса травы.
Оскома - оскомина, чувство кислого во рту.
Содом - беспорядок.
Рига - сарай для сушки травы.
- Чем занимаются крестьянские ребятишки?
Прочитаем 3 часть на стр. 24 до слов "... и быстрей зашагал" на стр. 25.
Ответьте на вопросы:
1.Когда и где происходило действие?
2.Какая была погода?
3.Как выглядел мальчик, во что был одет, как себя вел?
4.Откуда у мальчика были дрова?
5.Каков был состав семьи мальчика?
6.Сколько лет было Власу?
7.Как поэт относится к маленькому герою?
Прочитаем 4 часть поэмы на стр. 25.
Словарная работа:
Дичина - убитая на охот дичь.
Не засти - не загораживай.
Дупеля - птицы, живущие на болотах, похожие на бекасов.
- Как ребята развеселили Некрасова?
- Куда отправился поэт после грозы?
4. Анализ прочитанного.
- Почему Некрасов считал детство крестьянских детей радостным?
- О какой тяжкой доле детей он говорил?
Некрасов мечтал, чтобы крестьянские дети имели возможность учиться, чтобы получить профессию по способностям, жить свободной жизнью, а не тяжко работать всю жизнь на хозяина-помещика.
Он писал так о своих мечтах:
«С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь – останешься век мужиком,
Сможешь – под небо взовьёшься орлом».
5. Работа над отрывком "Мужичок с ноготок".
Давайте перечитаем отрывок на стр. 24 - 25 и расставим паузы для выразительного чтения.
Однажды в студёную зимнюю пору/
Я из лесу вышел/ был сильный мороз//
Гляжу/ поднимается медленно в гору/
Лошадка/ везущая хворосту воз//
И шествуя важно/ в спокойствии чинном/
Лошадку ведёт под узцы мужичок//
В больших сапогах/ в полушубке овчинном/
В больших рукавицах/ а сам/ с ноготок//
Здорово парнище/ Ступай себе мимо/
Уж больно ты грозе как я погляжу/
Откуда дровишки/ Из лесу вестимо/
Отец/ слышишь рубит/ а я отвожу//
В лесу раздавался топор дровосека/
А что/ у отца-то большая семья/
Семья-то большая/ да два человека/
Всего мужиков-то/ отец мой/ да я//
Так вон оно что/ А как звать тебя/ Власом/
А кой тебе годик/ Шестой миновал/
Ну/ мертвая/ крикнул малюточка басом/
Рванул под узцы/ и быстрей зашагал.
Разыграем текст по ролям: нам понадобятся Автор и Влас.
- С какой интонацией вы будете читать эти роли? (Автор - удивленный, внимательный, сочувствующий маленькому труженику; Влас - суровый, недовольный, что его отвлекают от дела пустыми разговорами).
6. Домашнее задание. Выучить отрывок "Мужичок с ноготок" наизусть.