Найти тему

Н. Некрасов "Крестьянские дети. Мужичок с ноготок". Урок чтения в 4 классе по учебнику Соловьевой

1. Вступительная беседа.

В прошлом году мы читали стихотворения. Узнайте их по обложкам книг и вспомните содержание.

-2

Автором этих стихотворений является русский поэт 19 века Николай Алексеевич Некрасов.

2. Биография Некрасова.

-3

Родился Некрасов в 1821 году и прожил 57 лет. Детство провел в деревне Грешнево Ярославской губернии. Отец будущего поэта был военным в отставке, он мечтал, что его сын тоже станет офицером. Он отдал сына в артиллерийское училище. Но молодой Николай Некрасов не хотел быть военным. Он поступил в Петербургский университет и начал заниматься литературой. Отец отказал Николаю в материальной помощи, и будущий поэт был вынужден искать заработок. Он давал уроки и начал печатать небольшие статьи в газетах. Некрасов трудился от зари до зари: писал стихотворения и прозу и смог накопить на издание собственной книги, а еще через пять лет выкупил издательство журнала «Современник» и лично редактировал статьи для очередного выпуска, иногда по сто страниц в день. Поэт и сам печатался в своем журнале. Самым известным его произведением стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», в котором он рассказал о трудной жизни русских крестьян. Сочувствие крестьянам у поэта началось еще в детстве, когда он видел, как его отец – помещик жестоко обращался с своими крепостными и запрещал сыну общаться с ними.

Подробнее о детстве поэта вы узнаете из статьи учебника "Родная речь" на стр. 26. (Дети самостоятельно читают статью). Ответьте на вопросы:

1.Где жил Некрасов в детстве?

2.Почему его детство нельзя назвать счастливым?

3.С кем дружил мальчик?

4.Какими качествами характера обладал Некрасов в детстве?

5.Как поэт относился к родной природе?

3. Чтение поэмы "Крестьянские дети" стр. 19-25.

Свои размышления о жизни крестьянских детей Некрасов изложил в небольшой поэме "Крестьянские дети".

Откройте стр. 19 учебника и начнем читать 1 часть до слов "Услышит, молчи!" на стр. 21.

Словарная работа:

Вирши - старинное название стихов.

Стволина двойная - двустволка, ружье с двумя стволами.

Мякина - шелуха от обработки колосьев, отруби.

  • Что приключилось с Некрасовым после охоты?

Прочитаем 2 часть со стр. 21 до слов "Ванюша в деревню въезжает царем..." на стр. 23.

Словарная работа:

Вологжанин - житель Вологды.

Лудильщик - мастер по обработке металла, "лудить" - покрывать медь слоем олова.

Шерстобит - мастер по отделке шерсти, делающий ее мягче.

Турка - война России с Турцией.

Снаряды - инструменты рабочего.

Рубанок - инструмент для строгания дерева.

Подпилки - напильники для полировки дерева.

Долото - инструмент для выдалбливания отверстий.

Пожня - луг для покоса травы.

Оскома - оскомина, чувство кислого во рту.

Содом - беспорядок.

Рига - сарай для сушки травы.

  • Чем занимаются крестьянские ребятишки?

Прочитаем 3 часть на стр. 24 до слов "... и быстрей зашагал" на стр. 25.

Ответьте на вопросы:

1.Когда и где происходило действие?

2.Какая была погода?

3.Как выглядел мальчик, во что был одет, как себя вел?

4.Откуда у мальчика были дрова?

5.Каков был состав семьи мальчика?

6.Сколько лет было Власу?

7.Как поэт относится к маленькому герою?

Прочитаем 4 часть поэмы на стр. 25.

Словарная работа:

Дичина - убитая на охот дичь.

Не засти - не загораживай.

Дупеля - птицы, живущие на болотах, похожие на бекасов.

  • Как ребята развеселили Некрасова?
  • Куда отправился поэт после грозы?

4. Анализ прочитанного.

  • Почему Некрасов считал детство крестьянских детей радостным?
  • О какой тяжкой доле детей он говорил?

Некрасов мечтал, чтобы крестьянские дети имели возможность учиться, чтобы получить профессию по способностям, жить свободной жизнью, а не тяжко работать всю жизнь на хозяина-помещика.

Он писал так о своих мечтах:

«С детства никем не запуган, свободен,

Выберешь дело, к которому годен,

Хочешь – останешься век мужиком,

Сможешь – под небо взовьёшься орлом».

5. Работа над отрывком "Мужичок с ноготок".

Давайте перечитаем отрывок на стр. 24 - 25 и расставим паузы для выразительного чтения.

Однажды в студёную зимнюю пору/

Я из лесу вышел/ был сильный мороз//

Гляжу/ поднимается медленно в гору/

Лошадка/ везущая хворосту воз//

И шествуя важно/ в спокойствии чинном/

Лошадку ведёт под узцы мужичок//

В больших сапогах/ в полушубке овчинном/

В больших рукавицах/ а сам/ с ноготок//

Здорово парнище/ Ступай себе мимо/

Уж больно ты грозе как я погляжу/

Откуда дровишки/ Из лесу вестимо/

Отец/ слышишь рубит/ а я отвожу//

В лесу раздавался топор дровосека/

А что/ у отца-то большая семья/

Семья-то большая/ да два человека/

Всего мужиков-то/ отец мой/ да я//

Так вон оно что/ А как звать тебя/ Власом/

А кой тебе годик/ Шестой миновал/

Ну/ мертвая/ крикнул малюточка басом/

Рванул под узцы/ и быстрей зашагал.

-4

Разыграем текст по ролям: нам понадобятся Автор и Влас.

- С какой интонацией вы будете читать эти роли? (Автор - удивленный, внимательный, сочувствующий маленькому труженику; Влас - суровый, недовольный, что его отвлекают от дела пустыми разговорами).

6. Домашнее задание. Выучить отрывок "Мужичок с ноготок" наизусть.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц