Нынешний год проходит под знаком двух юбилеев – 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина и 170-летия со дня рождения А. П. Чехова. Но большинство театральных режиссеров пытается освободить юбиляров от хрестоматийного глянца, намеренно ставя экспериментаторские спектакли. Летом в театрах прошло немало Нынешний год проходит под знаком двух юбилеев – 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина и 170-летия со дня рождения А. П. Чехова. Но большинство театральных режиссеров пытается освободить юбиляров от хрестоматийного глянца, намеренно ставя экспериментаторские спектакли. Летом в театрах прошло немало интересных премьер по Пушкину: постановка «Кабаре Пушкин» Алексея Франдетти, «Пугачев» Федора Малышева, а в июле в Большом театре состоится премьера балета «Пушкин, сны после жизни». Также зрителей ждет новая версия «Чайки» Андрея Кончаловского. «Ведомости. Город» отобрал самые интересные премьеры сезона, которые еще можно успеть увидеть этим летом или запланировать к просмотру в начале сентября.
«Чайка» в Театре им. Моссовета
Премьера 27, 30 июля
Отпраздновав год назад 85-летие и выпустив премьеру спектакля «Супружеская жизнь. Перестройка» в Театре им. Моссовета, Андрей Кончаловский приступил к репетициям новой версии чеховской «Чайки» – премьеру предыдущей режиссер выпустил в 2004 г. Теперь в Театре Моссовета будут идти четыре его чеховских постановки: помимо «Чайки» в репертуар входят «Вишневый сад», «Три сестры» и «Дядя Ваня». Последняя пьеса, к слову, была также экранизирована Кончаловским еще в 1970 г., картину наградили несколькими призами, например «Серебряной раковиной» на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Супруга режиссера Юлия Высоцкая, 20 лет назад игравшая Нину Заречную, в новой версии «Чайки» получила роль капризной театральной примы Аркадиной. Алексей Гришин, который начинал актерскую карьеру с роли странноватого сына Аркадиной Треплева в первой «Чайке» и бортпроводника в «Брате-2» (эпизод «Мальчик, водочки нам принеси»), и заменил Александра Домогарова в двух чеховских спектаклях Кончаловского, на этот раз сыграет возлюбленного Аркадиной, модного писателя Тригорина. Премьерные показы спектакля состоятся в конце июля, после чего постановку можно будет посмотреть 29 сентября.
«Пугачев» в Мастерской Петра Фоменко
Премьера 14 июня
Драматическая поэма Сергея Есенина, которую после выхода осудили не только литературные критики, но и председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, – редкий гость на театральной сцене. От ее знаменитой постановки Юрием Любимовым в Театре на Таганке (1967 г.) сохранился только снятый на камеру монолог каторжника Хлопуши в исполнении Владимира Высоцкого. «Пугачев» – шестой спектакль, поставленный актером Мастерской Петра Фоменко Федором Малышевым. До этого Малышев ставил, например, «Маяковский. Послушайте», «Смешного человека» по Достоевскому и совместно с Полиной Агуреевой – «Мастера и Маргариту» по Булгакову, которые также идут на сцене театра.
Поэму о предводителе Крестьянской войны, выдававшем себя за императора Петра III, Малышев интерпретирует как миф или древнюю легенду. Большинство сцен решены через необычный ритм, движение света, звук: играет колесная лира и казачий рылей, стучат барабаны, поет хор девушек-плакальщиц. У героев особая пластика: яицкие казаки поначалу напоминают воронов или диких зверей. Они стучат по сцене деревянными палками-посохами и сражаются ими как мечами. Император Петр III – полноправный участник действия, он отдает Пугачеву свой красный кафтан, наблюдает за происходящим со стороны и загадочно смеется. Калика (Владимир Топцов) рассказывает сказки, притчи и поет старинные духовные стихи. Народные песни дополняют стихи рок-музыкантов Егора Летова и Александра Башлачева. Ближайшие показы состоятся 6, 11, 23 и 31 июля.
«Пушкин, сны после жизни» в Большом театре
Премьера 25 июля
Премьера балета приурочена к двум датам – 225-летию А. С. Пушкина и 90-летию со дня рождения Наталии Касаткиной, которое знаменитая балерина, балетмейстер, руководитель Театра классического балета, в прошлом – солистка Большого театра отметила бы 7 июня, если бы не ушла из жизни в марте этого года. «Пушкин, сны после жизни» – обновленный вариант балета «Пушкин. Размышления о поэте» 1979 г., который Касаткина ставила вместе со своим мужем, балетмейстером Владимиром Василёвым. Режиссером-постановщиком выступил исполняющий обязанности художественного руководителя Театра классического балета Иван Василёв, сын знаменитой пары.
По словам Василёва, которые приводятся в сообщении пресс-службы Театра классического балета, обновленная версия получилась совершенно не похожей на биографическое исследование. «Это живой, эмоциональный взгляд на жизнь удивительного человека, в котором непостижимым образом слились российская и африканская кровь, спокойная мудрость и вспыльчивое безумство, нежнейшая любовь к жене и многочисленные увлечения. Именно поэтому на балах рядом с Пушкиным появляются такие персонажи, как Бесенок, Безумец и бунтарь Емельян Пугачев – антагонист императора», – цитируют в пресс-службе Театра классического балета слова Василёва. Партии Александра Пушкина и Натальи Гончаровой исполнят Николай Чевычелов и Дарья Макарова, а роль Музы поэта досталась Галине Гармаш. Также в постановке задействованы Игорь Цыганков (Емельян Пугачев), Алексей Орлов (Царь), Дмитрий Догудовский (Безумец), Артем Хорошилов (Жорж Шарль Дантес) и Сергей Белорыбкин (приемный отец Дантеса). Последний также выступил хореографом балета. Премьера пройдет на Новой сцене Большого театра.
«Кабаре Пушкин» в «Ленкоме Марка Захарова»
Премьера 6 июня
Первой постановкой Алексея Франдетти в театре «Ленком Марка Захарова» стала муздрама «Маяковский» со стихами и музыкой рэпера Басты (Василия Вакуленко). Второй – «Кабаре Пушкин» по «Маленьким трагедиям» поэта с джазовой музыкой. «Я обожаю Пушкина, он для меня стал, не побоюсь этого слова, лекарством. В 10 лет я сильно болел, был прикован к кровати и, лежа с температурой, учил наизусть “Евгения Онегина”, – рассказывал Алексей Франдетти “Ведомости. Городу”. Он отмечал: когда была задумана постановка, ему казалось, что Пушкин в джазовой версии точно есть. «Стал искать, но оказалось, что ничего такого нет. И захотелось найти что-то новое и свежее для «Маленьких трагедий», – говорил Франдетти.
Режиссер включил в спектакль три пьесы Пушкина, где звучит музыка: «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Каменный гость». Действие происходит в едином пространстве кабаре (декорации украшены скульптурами с ленкомовского фасада), в глубине сцены – Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова, с которым Франдетти делал проект «Большой джаз» на телеканале «Культура». Мелодии Моцарта звучат в джазовой обработке композитора Юрия Севастьянова, текст песен Лауры – пушкинские стихотворения. Собравшиеся на сцене артисты то сидят за столиками как гости, то как участники представления танцуют и поют. Весь спектакль на сцене присутствует Черный человек (Александр Сирин) – олицетворение темы судьбы, рока, очень важной для Пушкина. В этом кабаре почти нет привычных для жанра сатиры, пародии и иронии.
Это последняя постановка режиссера в «Ленкоме». Франдетти официально объявил, что в следующем сезоне будет работать с Геннадием Хазановым и Театром эстрады. Ближайшие показы «Кабаре Пушкин» пройдут 6, 7 и 8 сентября.
«Медовый месяц в “Кукольном доме”» в Московском театре юного зрителя
Премьера: 29 июня
В постановках режиссера Петра Шерешевского пьеса или литературный текст – отправная точка для сочинения спектакля. Классические тексты у режиссера приобретают современное звучание, а в современных пьесах появляется необходимая для понимания дистанция. Пьеса Ибсена «Нора, или Кукольный дом» об освобождении женщины от семейных уз в его постановке радикально изменилась. «Наша история – о потере любви и крушении семьи. Из своего житейского опыта я ощущаю это очень остро, думаю, для многих это современно», – говорит «Ведомости. Городу» Петр Шерешевский. По словам режиссера, он все время ищет что-то новое, переписывает классическую пьесу, сочиняя историю по мотивам. Например, он уже успел «переделать» «Маскарад» и «Ромео и Джульетту». А сейчас переосмысливает Ибсена из сегодняшнего дня, сочиняя с артистами пьесу, где, как говорит он сам, не останется ни одного слова автора.
На новогодние праздники главные герои – директор отделения банка Илья и его жена Полина (у них те же имена, что и у играющих их Ильи Смирнова и Полины Одинцовой), отправив детей в языковой лагерь, решили провести медовый месяц вдвоем, вспомнив, как им было хорошо, когда они встретились. Но вернуть прежние чувства не удается. Как обычно у Шерешевского, параллельно с живым спектаклем идет видеосъемка актеров с онлайн-трансляцией. Стены дома героев превращаются в два экрана, изображения на обоих увидят только сидящие в центре зала, и эти изображения не всегда будут одинаковыми. Ближайшие после премьеры показы пройдут 30 июня, 5 и 26 сентября.