Может показаться, что некоторые телефонные мошенники тонкие психологи и используют гипноз, но это далеко не так. Рассказываем, как аферисты умудряются обманывать не только наивных пенсионеров, но и осторожных, финансово грамотных людей.
СТАС СТЕПАНОВ
Телефонное мошенничество уже давно стало одним из основных способов выманивания денег у русских граждан. Не всех аферистам удаётся обмануть, но всё равно, в среднем за месяц они похищают у граждан до пяти миллиардов рублей.
О новых мошеннических практиках СМИ и банки сообщают практически еженедельно, а основные схемы давно известны. Чаще всего жертвами аферистов становятся пенсионеры, но бывает и так, что на удочку попадаются и осторожные, финансово грамотные люди.
Бытует мнение, что мошенники - тонкие психологи. Или даже гипнотизёры. Но это далеко не так. Многие из них берут не качеством, а количеством звонков. И действуют по заранее прописанному скрипту. Правда, при таком способе эффективность звонков низкая. Чаще всего они просто пытаются вывести человека из эмоционального равновесия угрозами, давлением и хамством, используя схемы вроде “звонка от службы безопасности банка”. Или рассказывают, что кто-то оформляет на жертву кредит и собирается отправить его на нужды ВСУ и угрожают привлечь “клиента” как пособника террористов.
Но есть и профессиональные мошенники. Эти не давят на жертву, а наоборот, создают иллюзию безопасности и вежливо предлагают сотрудничать. Сначала припугивают, а потом успокаивают и предлагают посодействовать “спецслужбам” в поимке преступников. Они предлагают помощь, создавая эффект озабоченности и тревоги.
Такие “вежливые” мошенники - самые опасные. Своими словами аферисты вводят человека в то, что можно назвать трансом, вызывая доверие и не давая возможности и времени тщательно обдумать свои действия. При этом часто на удочку попадаются и самые здравомыслящие люди, особенно если они заняты, устали или испытывают стресс.
Ощущение такое, будто вокруг никого нет, только вы и ваш собеседник. Возникает полное доверие, словно есть только один путь - идти за этим человеком, как будто он один дает спасение. Вам хорошо и спокойно. В этот момент, как и в любой непонятной ситуации, надо сделать паузу. Сделать любое движение - например, шаг в сторону. Или хлопнуть в ладоши. Отложить телефон и пойти умыться и налить себе чаю. В этот момент сознание должно проясниться. Ну а лучше всего положить трубку и отключить телефон на полчаса,
- рассказала клинический психолог и гипнотерапевт Ирина Коржаева “Комсомольской правде”.
Чаще всего телефонные мошенники давят на три вещи: страх, мечты и комплексы. Например, “Ваш родственник попал в аварию”, “Вы выиграли в лотерею” или обещание финансовой свободы.
Тут стоит помнить, что сотрудники государственных органов могут только уведомить о чем-то и рекомендовать дальнейшие действия. А сотрудники коммерческих организаций ограничены шаблонными фразами и не могут свободно вести разговор. И если голос из телефона настойчиво пытается объяснить, что только так для вас будет лучше, или говорит так быстро, что не даёт времени осмыслить информацию, давит на жалость или раздражается из-за отказа “сотрудничать”, то стоит сразу вешать трубку. И не стоит продолжать разговор из любопытства и шутки ради, если понятно, что звонят мошенники.